Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Раптановой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 16 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заместителю министра имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО2, заинтересованные лица: администрация Мирновского сельского поселений Симферопольского района Республики Крым, администрация Симферопольского района Республики Крым, ФИО8, о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав административного истца ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Ресублики Крым от 1 февраля 2022 г. N об отказе в передаче ФИО7 в частную собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Крым, Трудовое сельское поселение, с. Ивановка, бесплатно в собственность; возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путём рассмотрения её заявления от 22 сентября 2021 г. о предоставлении в частную собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Крым, Трудовое сельское поселение, с. Ивановка, N, с учётом оснований, по которым отказ является незаконным.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2017 г..ФИО7 внесена в льготную очередь на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство электронной очереди АИС "Земля", как лицо, обеспеченное общей площадью жилого помещения не более 10 кв. метров. Администрацией Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым было принято постановление N о постановке истца в очередь на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) в границах населённых пунктов муниципального образования Мирновское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым. В сентябре 2021 г..Советом министров Республики Крым вынесено распоряжение N-р/ДСП об определении возможности предоставления гражданам под ИЖС земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенных в с. Ивановка Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым. Данным распоряжением утверждён список очерёдности граждан на получение земельных участков и перечень земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно в собственность, в который включена истец. 3 июня 2020 года ответчиком выслано уведомление о возможности предоставления истцу земельного участка, расположенного в районе с. Ивановка, Трудовского сельского поселения Симферопольского района. Впоследствии административным ответчиком составлен письменный отказ в предоставлении спорного земельного участка ввиду того, что администрация Мирновского сельского поселения Симферопольского района РК письмом от 13 января 2022 г..N проинформировала о несоответствии ФИО7 условиям предоставления земельного участка бесплатно в собственность, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г..N-ЗРК/2015, поскольку супругу истца на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения садоводства.
Указанный отказ истец считает незаконным и нарушающим её права на бесплатное получение земельного участка.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 г. административный иск оставлен без удовлетворения. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2022 года решение суда от 26 апреля 2022 года оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 13 октября 2022 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции исходил из того, что судами при разрешении заявленных требований не учтено, что положения пункта 2 статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" предусматривающего, что один из условий предоставления земельного участка в собственность является отсутствие у гражданина, его супруги (а) и несовершеннолетних детей в собственности иного земельного участка для садоводства для собственных нужд, противоречат пункту 5 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. При этом судебными инстанциями не было принято во внимание, что согласно Правилам землепользования и застройки Мирновского сельского поселения Симферопольского района (в редакции решения 95 (внеочередной) сессии от 31 июля 2019 г. N) на территории поселения, на котором располагается принадлежащий супругу заявителя земельный участок, площадью 525 кв.м. Для ведения садоводства, определён минимальный размер земельного участка для ведения садоводства в 0, 06 га. Также кассационный суд указал, что суды не дали оценку доводам истца о непригодности (пригодности) для строительства жилого дома и постоянного проживания в нём переданного в собственность супругу ФИО7 земельного участка для ведения садоводства. При новом рассмотрении административного дела решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 16 марта 2023 г. административный иск удовлетворён в полном объёме. Не согласившись с принятым решением суда, представителем Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой просил решение суда от 16 марта 2023 г. отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2023 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 16 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 ноября 2023 года, заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, усматривает нарушение норм действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 6 марта 2017 г. ФИО7 обратилась в администрацию Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением о постановке в очередь на предоставление земельного участка для жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для личного подсобного хозяйства в границах населённых пунктов на основании льготной категории в соответствии со статьёй 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N-ЗРК/2015, поскольку обеспечена общей площадью не более 10 кв.м. К заявлению приложены: расписка, справка о составе семьи, справка о регистрации, копии паспортов ФИО7, ФИО8, технический паспорт N, свидетельство о заключении брака, свидетельство о праве собственности на жильё, извлечение о государственной регистрации права. Согласно справке о составе семьи от 14 февраля 2017 года, выданной администрацией Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, ФИО7 зарегистрирована по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Мирное, ул. Белова, д. 20, кв. 1, комп. 6, в состав её семьи входит супруг ФИО8 Указанная квартира общего заселения, общей площадью 25, 3 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО7 и ФИО8 в равных долях, приватизирована в соответствии с Законом Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" согласно свидетельству о праве собственности от 25 октября 2010 г, сведениям, содержащихся в материалах инвентарного дела, выписки из ЕГРН.
Из технического паспорта N на приватизированную квартиру следует, что общая площадь квартиры составляет 25, 3 кв.м, жилая площадь 16, 3 кв.м. На основании свидетельства о заключении брака серии II-АП N от 16 марта 1985 г. между ФИО7 и ФИО8 заключён брак. 20 апреля 2017 г. администрацией Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым принято постановление N о постановке ФИО7 в очередь на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённых пунктов муниципального образования Мирновское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым. Заявителю присвоен N в списке очередности бесплатного предоставления земельного участка. 11 июня 2020 г. ФИО7 дано письменное согласие на получение земельного участка с кадастровым номером N, бесплатно в собственность. 14 сентября 2021 г.
Советом министров Республики Крым вынесено распоряжение N-р/ДСП, согласно пункту 1 которого определена возможность предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, расположенных в с. Ивановка Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, согласно приложению 1 к распоряжению. Пунктом 3 распоряжения определён перечень земельных участков, указанных в пункте 1 распоряжения, предоставляемых гражданам, указанным в пункте 2 распоряжения, бесплатно в собственность, согласно приложению 3 к данному распоряжению.
Согласно выписке из приложения N к распоряжению от 14 сентября 2021 г. N-р/ДСП ФИО7 включена в указанный список для предоставления бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером N. 22 сентября 2021 г. ФИО7 обратилась в Совет министров РК с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 630 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Ивановка, Трудовское сельское поселение.
Письмом от 27 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым уведомило административного истца о том, что проводятся мероприятия по выявлению на текущую дату сведений о принадлежности административного истца к отдельным категориям граждан и соответствии условиям предоставления земельного участка, установленным положениями Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
В соответствии с письмом администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 11 января 2022 года N ФИО7 не имеет право на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так как её супруг ФИО8 имеет в собственности земельный участок, площадью 525 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" с видом разрешённого использования земельного участка - ведение садоводства. 1 февраля 2022 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым письмом исх. N истцу было сообщено, что принимая во внимание информацию, предоставленную администрацией Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером N находится в собственности у супруга административного истца и в соответствии с его видом разрешённого использования пригоден для возведения на таком земельном участке жилого дома, у Министерства имущественных и земельных отношений РК отсутствуют основания для предоставления бесплатно в собственность земельного участка, расположенного в с. Ивановка. Указано, что ФИО7 не соответствует условиям предоставления земельного участка для ИЖС, предусмотренным подпунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Судами установлено, что 6 февраля 2006 г. на основании распоряжения Симферопольской районной государственной администрации N-р от 1 марта 2005 г. на имя ФИО8 выдан Государственный акт серии КМ N о праве собственности на земельный участок, площадью 0, 0525 га, расположенный в СТ "Дзержинец", участок N Мирновского сельского совета Симферопольского района АР Крым, целевое назначение: для ведения садоводства, зарегистрированный в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землёй, договоров аренды земли N. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 26 октября 2017 г. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН правообладателем земельного участка, площадью 525 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: РК, Симферопольский район, Мирновское сельское поселение, СТ "Дзержинец", участок N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования земельного участка: ведение садоводства, является ФИО8 Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтённые".
Согласно Правилам землепользования и застройки Мирновского сельского поселения Симферопольского района (в редакции решения 95 (внеочередной) сессии от 31 июля 2019 года N) на территории поселения, на котором располагается принадлежащий супругу заявителя земельный участок, площадью 525 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: РК, Симферопольский район, Мирновское сельское поселение, СТ "Дзержинец", участок N, для ведения садоводства, определён минимальный размер земельного участка для ведения садоводства в 0, 06 га.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанный земельный участок, принадлежащий ФИО8, полностью расположен в границах зоны с реестровым номером N от 12 мая 2021 года, ограничения использования земельного участка в пределах зоны: мероприятия по третьему поясу зоны санитарной охраны, которые внесены на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 22 декабря 2020 года N.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 21 декабря 2020 года N установлены границы зон санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения - водозаборных скважин N, N, N и колодца N, расположенных в пределах участка Симферопольского месторождения подземных вод в Симферопольском районе (приложение 1). Установлен режим хозяйственного использования территорий в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - водозаборных скважин N, N, N и колодца N.
Кроме того, как следует из ответа Управления ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю от 17 мая 2022 г. N К-760, направленного в адрес ФИО8, по имеющимся в Управлении данным земельный участок с кадастровым номером N (соседний с земельным участком ФИО8) входит в зону ограничений по застройке населённых пунктов (зона охраняемого военного объекта) и от военного объекта расположен на расстоянии от 1000 до 1500 м. При этом, распоряжением Директора ФСБ России от 12 января 2018 г. Nс установлена зона охраняемого военного объекта и ограничения по застройке населённых пунктов с полной инфраструктурой в радиусе 2000 м. от военного объекта. Использование земельных участков в зоне охраняемого военного объекта регламентируется Земельным кодеком РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", а также иными нормативными правовыми актами.
ФИО7, при рассмотрении настоящего административного дела поясняла, что в указанном ответе имеется описка в части указания кадастрового номера земельного участка, поскольку ФИО8 просил предоставить информацию относительно своего земельного участка.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, нижестоящие суды исходили из того, что наличие названного земельного участка в собственности супруга ФИО7 не свидетельствует об обеспечении семьи административного истца жильем и отсутствия нуждаемости и улучшения жилищных условий, в связи с чем отказ ответчика, выраженный в письме от 1 февраля 2022 г. N, ФИО7 как лицу, не соответствующему условиям предоставления земельных участок отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N-ЗРК/2015 не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С указанной позицией судов соглашается суд кассационной инстанции.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Положениями подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Согласно пунктам 4.2, 4.48, 4.72 указанного Положения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия: осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности РК, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым; осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым.
Также, принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность или пользование физическим или юридическим лицам, в случаях и порядке, установленных Советом министров Республики Крым. Права Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым предусмотрены в разделе 5 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N.
Исходя из указанных положений Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым на рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в собственность.
В силу части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции на момент возникновения оспариваемых правоотношений) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учётом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. N-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно части 1 статьи 3 Закона N-ЗРК/2015 земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьёй 6 настоящего Закона.
В статье 4 Закона N-ЗРК/2015 указаны категории граждан, имеющих право на предоставление земельных участков. Согласно пункта 9 части 1 названной статьи право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют лица, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 кв.м. в расчёте на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
Частью 2 статьи 4 Закона N-ЗРК/2015 установлено, что для целей применения пункта 9 части 1 настоящей статьи к членам семьи гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся проживающие совместно с гражданином в жилом помещении, в том числе жилом доме, его супруг (супруга), дети и родители, а также иные лица, признанные членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 5 Закона Республики Крым N-ЗРК/2015 предусматривает, что предоставление земельных участков гражданам, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов при соблюдении следующих условий: 1) гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также дате предоставления земельного участка; 2) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не отчуждали соответствующий земельный участок; 3) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, а также не используют жилое помещение на условиях социального найма. Данное условие не распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона; 4) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности иного жилого помещения, в том числе жилого дома, за исключением того, в котором они совместно проживают.
Данное условие распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона; 5) гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не отчуждали жилое помещение, в том числе жилой дом. Данное условие не распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 6 указанного закона граждане, указанные в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, желающие приобрести находящийся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности земельный участок, подают заявление в уполномоченный орган (часть 1). Земельные участки в соответствии с настоящей статьёй предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на предоставление находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым (часть 2).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 года N утвержден Порядок определения и предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, по обращению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым.
В соответствии с пунктом 5.8 Порядка для подготовки распоряжения Совета министров Республики Крым или приказа Министерства Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает справку на текущую дату о принадлежности гражданина к отдельной категории граждан и соответствии его условиям предоставления земельного участка: в Государственном комитете по делам межнациональных отношений Республики Крым - в отношении граждан, которые поставлены в очередь в соответствии с Порядком ведения Реестра; в уполномоченном органе местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Крым - в отношении граждан, поставленных в очередь в соответствии со статьей 6 Закона РК от 15 января 2015 г. N-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Проанализировав содержание оспариваемого отказа Министерства имущественных и земельных отношений от 1 февраля 2022 г. N, кассационный суд соглашается с выводами судов о том, что ответчиком по результатам рассмотрения заявления ФИО7 принято решение, не соответствующее требованиям действующего законодательства. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены в статье 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки, помимо прочего, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Отказывая в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка ФИО7, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым указало, что в собственности супруга заявителя находится земельный участок с кадастровым номером N, по указанному адресу, с видом разрешённого использования - ведение садоводства, на котором возможно возвести жилой дом.
Вместе с тем, административным ответчиком не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд - территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства или огородничества для собственных нужд.
Частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ установлено, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства) признаётся отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Глава XIX Земельного кодекса регулирует цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования.
На основании указанных норм закона, а также установленных по настоящему административному делу обстоятельств, суды пришли к верному выводу, что принадлежащий супругу административного истица земельный участок не имеет сведений о пригодности его для строительства жилого дома.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
С учётом изложенного, применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, поскольку оспариваемое решение органа государственной власти не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, его законность ответчиком не доказана, при этом, оно нарушает права административного истца, в связи с чем, оспариваемые решения правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Довод кассационной жалобы о том, что представленный административным истцом ответ Управления ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю от 17 мая 2022 г. N К-760, направленный в адрес её супруга ФИО8 не отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности доказательств, судом кассационной инстанции также не принимается во внимание, поскольку оснований для признания таковым названного доказательства по доводам заявителя не установлено, у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
Иные доводы, изложенные в жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по сути, повторяют позицию административного ответчика по делу и направлены на иное толкование норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств; лишены бесспорных аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судами норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были проверены на стадии рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в решениях судебных инстанций.
Таким образом, несогласие с выводами судов в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений статьи 310 КАС РФ не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судами материальных и процессуальных требований, предусмотренных нормами КАС РФ.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 16 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения указанных судебных актов, принятое определением от 15 декабря 2023 года, отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 января 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Раптанова М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.