Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Парамоновой Т.И. и Щетининой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов, обязании обеспечить разработку в установленном законом порядке проекта рекультивации земель в отношении земельного участка и провести рекультивацию земель на основании разработанного проекта
по кассационной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО2 на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО2, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Анапский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Краснодарского края, обратился в суд с иском к ООО "Ильинское" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов, об обязании обеспечить разработку в установленном законом порядке проекта рекультивации земель в отношении земельного участка и провести рекультивацию земель на основании разработанного проекта.
Определением суда от 09 марта 2023 года произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО "Ильинское" на надлежащего ответчика - департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2023 года уточненные исковые требования Анапского межрайонного прокурора удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N.
Также на департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена обязанность обеспечить разработку в установленном законом порядке проекта рекультивации земель в отношении земельного участка с кадастровым номером N, на котором размещены (размещались) отходы, и провести рекультивацию земель на основании разработанного проекта в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2023 года решение Анапского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь в обоснование на то, что указанное дело принято к производству Анапским районным судом Краснодарского края с нарушением правил подсудности. Характер спора не подпадает под действия Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, размещение отходов явно не относится к виду споров, указанных в пункте 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и связан с полномочиями департамента как властно-распорядительного органа, а также ранее осуществляемой экономической деятельностью арендатора земельного участка.
Кроме того, Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку он не осуществляет хозяйственную деятельность в области земельных отношений и не является пользователем земельных участков в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение представителей третьих лиц, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность их явки в суд кассационной инстанции, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО2, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что такого характера нарушения не допущены судами нижестоящих инстанций, в связи с чем, основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, что Анапской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов министерства природных ресурсов Краснодарского края проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в отношении земельного участка с кадастровым номером N, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии со справкой по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актами отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ N и N произведен отбор проб с площадки площадью 233, 3 кв.м, в границах данного земельного участка с размещенными отходами, а именно 1-й объединенной пробы отходов (мусор от сноса и разборки зданий несортированный смешанный с твердыми коммунальными отходами) и 1-й объединенной пробы почвы, кроме того отобрана "фоновая" проба почвы с координатами N.
По результатам лабораторного исследования отобранных проб установлено, что размещенные на земельном участке отходы можно отнести к IV классу опасности для окружающей среды. В пробе почвы выявлено превышение "фоновых" концентраций по нефтепродуктам в 1, 9 раза, ионам аммония в 1, 4 раза, нитратам в 1, 5 раза, сульфатам в 8, 3 раза, хлоридам в 1, 3 раза, марганцу в 1, 2 раза.
В соответствии с актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, схемой и фототаблицей к нему, на части земельного участка с кадастровым номером N складированы ТБО (ориентировочная площадь 80 кв.м.).
Согласно информации по результатам визуальной фиксации управления муниципального контроля администрации муниципального образования г-к Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, приложенным к ней схеме и фотоматериалам, в границах земельного участка с кадастровым номером N расположен бытовой мусор, ориентировочная площадь покрытия 90 кв.м.
По информации управления муниципального контроля администрации муниципального образования г-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N в границах земельного участка с кадастровым номером N осуществлено складирование бытового и строительного мусора.
Согласно акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N на части земельного участка с кадастровым номером N складированы ТБО (ориентировочная площадь 220 кв. м.). При этом часть земельного участка площадью 220 кв.м, используется неустановленным лицом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный земельный участок находится в собственности Краснодарского края (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N участок был передан в аренду ООО "Ильинское", право аренды зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц деятельность ООО "Ильинское" прекращена ДД.ММ.ГГГГ.
Из п. 3.2. Постановления главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" следует, что департамент осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Краснодарского края.
Согласно п. 3.66 вышеназванного Постановления, департамент осуществляет полномочия в области проведения рекультивации и консервации земель, находящихся в собственности Краснодарского края, в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, пункта 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", выведенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года N 607-ст, установив факт несанкционированного размещения отходов на земельном участке арендатором которого на ДД.ММ.ГГГГ являлось ООО "Ильинское", учитывая, что деятельность ООО "Ильинское" прекращена ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что факты нахождения на земельном участке отходов фиксировались также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, при этом собственник отходов не установлен, а также принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, собственником которого является Краснодарский край, пришел к выводу о наличии у Департамента имущественных отношений, как уполномоченного органа исполнительной власти по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края обязанности по ликвидации не санкционированно размещенных отходов.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, согласился с принятым по делу решением суда первой инстанции и отсутствием оснований для удовлетворения поданной ответчиком апелляционной жалобы.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Исходя из ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия... на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
На указанных лиц в силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к вышеизложенному, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что отходы производства и потребления, собственник которых не установлен, размещены на территории земельного участка принадлежащего субъекту Краснодарский край, распоряжение которыми относится к компетенции Департамента имущественных отношений Краснодарского края, пришел к правомерному выводу о том, что именно на данном ответчике лежит обязанность принять меры по предупреждению и устранению негативного воздействия, в том числе отходов производства и потребления, на окружающую среду в пределах территории Краснодарского Края.
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края является ненадлежащим ответчиком, правомерно были отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку выявленное место размещения отходов является несанкционированным на земельном участке, которой находится в управлении Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Доводы жалобы о том, что спор не подсуден суду общей юрисдикции, являлись предметом оценки суда первой и апелляционной инстанции и правомерно оставлены без удовлетворения, поскольку настоящий спор не является экономическим. Предметом настоящего спора являются требования прокурора, связанные с понуждением ответчика, как собственника земельного участка, к устранению нарушений законодательства Российской Федерации в экологической сфере правоотношений, в том числе выступающего в интересах неопределенного круга лиц.
Иных доводов, которые бы не были проверены судами нижестоящих инстанций и могли повлиять на принятое судами решение, кассационная жалоба не содержит.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анапского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2023 года оставить без удовлетворения, кассационную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Т.И. Парамонова
Е.В. Щетинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.