Дело N 88-6837/2024
N дела в суде 1-инстанции 2-442/2022
УИД 61RS0059-01-2022-000565-56
г. Краснодар 14 февраля 2024 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г, рассмотрев кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по доверенности ФИО1 на определение Цимлянского районного суда Ростовской области от 24 июля 2023 года, апелляционное определение Ростовского областного суда от 18 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-442/2022 по иску прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах ФИО2, ФИО3 и несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Администрации Цимлянского района Ростовской области, Администрации Красноярского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
администрация Цимлянского района Ростовской области обратилась в суд с заявлением о замене стороны правопреемником, мотивированное тем, что 1 января 2023 года вступил в силу Областной закон Ростовской области от 16 декабря 2022 года N 801-ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области".
Определением Цимлянского районного суда Ростовской области от 24 июля 2023 года заявление администрации Цимлянского района Ростовской области о замене стороны правопреемником по гражданскому делу N 2-442/2022 по иску прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах ФИО2, ФИО3 и несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Администрации Цимлянского района Ростовской области, Администрации Красноярского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок удовлетворено.
Произведена замена по гражданскому делу N 2-442/2022 в части возложения обязанности в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) земельный участок с кадастровым номером: N, по адресу: "адрес", а именно: ответчика - администрацию Цимлянского района Ростовской области, заменить должником - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 18 сентября 2023 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что при принятии оспариваемых судебных актов суды неверно применили Областной закон N 801 ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области", поскольку полномочия, предусмотренные п.п.2, 4-8, 9.1-10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 -ФЗ " О водоснабжении и водоотведении", включая разработку и утверждение схем водоснабжения и водоотведения, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, продолжают осуществляться органами местного самоуправления Цимлянского района Ростовской области. Считает, что основания для удовлетворения заявления администрации Цимлянского района Ростовской области при вышеуказанных обстоятельствах о замене стороны исполнительного производства отсутствовали.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Таких оснований для проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле, не усматривается.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу о том, что по настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 15 сентября 2022 года по гражданскому делу N 2-442/2022 удовлетворены исковые требования прокурора Цимлянского района Ростовской области в интересах ФИО2, ФИО3 и несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Администрации Цимлянского района Ростовской области, Администрации Красноярского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок.
Суд обязал администрацию Красноярского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями электро-, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: N, по адресу: "адрес".
Обязал администрацию Цимлянского района Ростовской области в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) земельный участок с кадастровым номером: N, по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 декабря 2022 года решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 15 сентября 2022 года оставлено без изменения.
Администрация Цимлянского района Ростовской области обратилась в суд с заявлением о замене стороны правопреемником.
В обоснование своего заявления указано, что 1 января 2023 года вступил в силу Областной закон Ростовской области от 16 декабря 2022 года N 801-ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области". Пунктом 21 Приложения к Областному закону N 801-ЗС Цимлянский район включен в перечень муниципальных образований в Ростовской области, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения которых подлежат перераспределению. Пунктом 1.1. Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, утвержденного Постановлением Правительства ростовской области от 18 ноября 2011 года N 135, определено, что исполнительным органом Ростовской области (органом исполнительной власти Ростовской области), осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. На основании распоряжения Правительства Ростовской области N 1255 от 29 декабря 2022 года "О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования "Цимлянский район" в государственную собственность Ростовской области" с 1 января 2023 года года все сооружения водопроводной и канализационной сети Цимлянского района переданы на безвозмездной и безвозвратной основе из муниципальной собственности муниципального образования "Цимлянский район" в государственную собственность Ростовской области.
Между администрацией Цимлянского района и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области произошло материальное правопреемство, в связи с чем администрация Цимлянского района утратила возможность исполнения решения Цимлянского районного суда от 15 сентября 2022 года об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок и не имеет полномочий заниматься решением данного вопроса, а денежные средства, истраченные на исполнение такого решения суда будет считаться как не целевое использование денежных средств со всеми вытекающими последствиями для лиц, ответственных за целевое использование средств районного бюджета.
Разрешая заявленные требования администрации Цимлянского района Ростовской области, руководствуясь положением статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 2, 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 52 Федерального закона N 229-ФЗ от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2018 года N 43-П, Областного закона от 16 декабря 2022 года N 801- ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области" суд первой инстанции, установив, что исполнительным органом, которому в настоящее время подведомственно разрешение вопросов в области организации холодного водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения, в соответствии с действующим законодательством, на территории муниципального образования "Цимлянский район" является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о замене стороны в исполнительном производстве.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 18 сентября 2023 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами судов обеих инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно статье 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
В пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2017 года, разъяснено, что переход права собственности на недвижимое имущество в ходе исполнительного производства, возбужденного в отношении предыдущего собственника, на которого вступившим в законную силу решением суда возложена обязанность о приведении этого имущества в надлежащее состояние, влечет переход данной обязанности на нового собственника.
В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом.
При этом необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Следовательно, при переходе права собственности на имущество от одного лица к другому происходит правопреемство в материальном гражданском правоотношении, то есть возложенная решением суда обязанность в случае ее неисполнения прежним собственником переходит к новому собственнику соответствующего имущества.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что замена стороны в порядке правопреемства по данному исполнительному производству возможна и не противоречит действующим нормам права.
Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Судом апелляционной инстанции верно установлено, для подведения к земельным участкам водоснабжения необходимы полномочия по организации холодного водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации холодного водоснабжения населения, которые с 1 марта 2023 года, в соответствии с Областным законом Ростовской области от 16.12.2022 N 801-ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области", перешли к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требований о процессуальном правопреемстве, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения.
По сути, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами доказательств и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в жалобе доводам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных постановлений в силу части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
определение Цимлянского районного суда Ростовской области от 24 июля 2023 года, апелляционное определение Ростовского областного суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.