Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.В. Бетрозовой, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыкова Владимира Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике на решение Центрального районного суда города Симферополя от 11 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Зыков В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - ГУ ОПФР по Республике Крым) о перерасчете пенсии, в котором с учетом уточнения требований, просил признать решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета пенсии незаконным; признать за ним право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины и сведений о зарплате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; обязать произвести перерасчет пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включенных в страховой стаж и с учетом страховых взносов - как поступивших на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) (Черноморским флотом Российской Федерации) в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период, с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости и с учетом обязательной индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии со ст. 29.1 и в порядке, предусмотренном п.6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и обязать ответчика произвести выплату денежной суммы в объеме полагающихся пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости - с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения гражданского дела ответчик Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации заменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - ОСФР по Республике Крым) определением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 января 2023 года.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 апреля 2023 года исковые требования Зыкова В.А. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение ГУ ОПФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Зыкову В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Признал за Зыковым В.А. право на перерасчет страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дислоцированных на территории Украины, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Севастополя.
На ОСФР по Республике Крым суд возложил обязанность произвести перерасчет установленной страховой пенсии по старости Зыкову В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включенных в страховой стаж, с учетом страховых взносов как поступивших на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Зыкова В.А. в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период времени с даты возникновения права, с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальных требований Зыкова В.А. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2023 года решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ОСФР по Республике Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ответчика - ОСФР по Республике Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что в спорный период работы в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за истца не перечислялись, в связи, с чем отсутствуют основания для учета не уплаченных взносов при назначении пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ истец являлся получателем пенсии по старости в ГУ УПФР во Всеволжском районе Ленинградской области, с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: "адрес". Новые документы к заявлению о перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, истцом не представлены, стаж учтен полностью в соответствии с нормами Российского законодательства. Полагает, поскольку истец был документирован паспортом гражданина Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, он не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", так как, работая на территории Украины, истец имел возможность самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того указал, что ОСФР по Республике Крым к числу лиц, на которых возложена обязанность по уплате государственной пошлины, не относится.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Зыков В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии N, выданным ДД.ММ.ГГГГ Сертоловским отделом милиции Всеволжского района Ленинградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: "адрес".
Согласно данным трудовой книжки Зыкова В.А. он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, которые были дислоцированы на территории иностранного государства - Украина и, в последующем, - на территории города Севастополя.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
В связи с регистрацией на территории Всеволжского района Ленинградской области Зыков В.А. с ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем страховой пенсии по старости в ГУ УПФР во Всеволжском районе Ленинградской области, размер пенсии был определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Вооруженных сил Российской Федерации, включенных в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец продолжал работать в войсковой части Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированной на территории Республики Крым.
Распоряжением ГУ УПФР в г. Феодосия Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело Зыкова В.А. поставлено на учет в ГУ УПФР в г. Феодосия Республики Крым (межрайонное) и продлена выплата пенсии.
Зыков В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым.
Решением Отдела установления пенсий N7 Управления установления пенсий ГУ ОПФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ N в перерасчете страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зыкову В.А. было отказано поскольку спорный период работы истца учтен при назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), право на применение норм Федерального закона от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку у Зыкова В.А. отсутствует регистрация по месту жительства на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы истца как гражданина Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства - Украина и в последующем на территории Республики Крым Российской Федерации, должны быть учтены в страховом стаже истца с признанием права заявителя на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, включенных в страховой стаж, с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39 часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39 часть 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ, относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент-параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится, в том числе, и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 02.04.2014 N38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
При этом истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных на территории Украины АР Крым и являлся лицом, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Факт работы истца в указанные выше периоды, подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками о заработной плате, материалами выплатного (пенсионного) дела, и сомнений у стороны ответчика не вызывают.
С ДД.ММ.ГГГГ Зыков В.А. зарегистрирован в системе обязательного страхования Российской Федерации.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21.03.2014 N36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ назначил Зыкову В.А. страховую пенсию по старости, размер которой был определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории иностранного государства - Украины и Республики Крым.
Зыков В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, с приложением архивных справок о заработной плате за спорные периоды, однако, решением ГУ ОПФР по Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости ему было отказано.
Факт работы истца в указанные выше периоды, подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками.
Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных Российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного Определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П).
Абзацем первым пункта 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного Определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано Постановление N1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года N65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N1097).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до ДД.ММ.ГГГГ воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Применяя приведенные выше нормы Федерального закона "О страховых взносах", судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в Республике Крым, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации, истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ей в настоящее время назначено ответчиком.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено.
Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов ввиду отсутствия механизма, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в Вооруженных силах Российской Федерации, а также не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.
Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
С учетом изложенного, при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций была принята во внимание последовательно изложенная в приведенных постановлении и определении правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из которой неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в Республики Крым, страховых взносов за спорные периоды работы истца, имевшие место с 01.01.2002 по 16.03.2014 в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории государства Украина и с 17.03.2014 по 14.08.2014 на территории Республики Крым в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию по старости. С указанными выводами суда, судебная коллегия соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что в спорный период работодатели истца не являлись плательщиками страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены с указание подробных мотивов и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Так же судебная коллегия находит подлежащими отклонению доводы ответчика о необоснованности выводов суда о наличии права у истца на перерасчет и об обязании ответчика произвести перерасчет получаемой истцом страховой пенсии по старости с даты ее назначения - с 31.01.2011 года.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона от 14.07.2022 N236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения. Деятельность Фонда осуществляется на основе принципа соблюдения государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения.
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в рамках исполнения которых, в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Фонда.
Учитывая, что письменными материалами дела подтвержден факт предоставления истцом при подаче заявления о назначении пенсии всех необходимых документов, а ответчик, при рассмотрении указанного заявления истца, без наличии на то установленных законом оснований, при установлении размера пенсии не применил расчет балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы истца в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на территории Украины (АР Крым), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на территории Республики Крым), то есть пенсия в полном объеме истцу не была выплачена фактически по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции о наличии у истца права на соответствующий перерасчет с даты назначения ему страховой пенсии по старости - с ДД.ММ.ГГГГ, восстановив, таким образом, нарушенные пенсионные права истца, гарантированные, Конституцией Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что Зыков В.А. не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку паспортом гражданина Российской Федерации он документирован в 2002 году и, работая на территории Украины, истец имел возможность самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку при принятии судебных актов суды не ссылались на указанные нормы материального права и не возлагали на ответчика обязанность при расчете истцу пенсии применить указанный материальный закон.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании с ОСФР по Республике Крым государственной пошлины также являются несостоятельными, поскольку материалами дела не подтверждены, государственная пошлина с ответчика в рамках настоящего дела не взыскивалась.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.