Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Гордеева Ж.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по доверенности ФИО5 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2023 года по исковому заявлению и о. прокурора Центрального района г. Сочи, поданного в интересах Нагоевой Любови Николаевны, к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, третье лицо - ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация-краевое БТИ" отдел по г. Сочи, о возложении обязанности переселить жителей многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Центрального района г. Сочи обратился в суд в интересах Нагоевой Любови Николаевны с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) о возложении обязанности переселить жителей многоквартирного дома (далее - МКД).
В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что прокуратурой Центрального района г..Сочи проведена проверка обращения по исполнению жилищного законодательства при расселении граждан из аварийного МКД, расположенного по адресу: "адрес". В результате указанной проверки установлено, что МКД по адресу: "адрес" является двухэтажным жилым домом, 1920 года постройки. Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 4 декабря 2018 года N 307-р указанный МКД признан аварийным и подлежащим сносу. Переселение граждан из вышеуказанного МКД в рамках адресных программ, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не представляется возможным по дате признания аварийным указанного дома, так как в адресные программы включаются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г..Сочи от 27 января 2020 N48 "Об утверждении порядка рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением расходов, не предусмотренных бюджетом г..Сочи в текущем финансовом году" на 2022 год не предусмотрено выделение дополнительных средств на реализацию мероприятия "Приобретение жилых помещений для предоставления собственникам жилых помещений в связи с изъятием помещений для муниципальных нужд или нанимателям жилых помещений в связи с выселением из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи в рамках муниципальной программы г..Сочи "Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории муниципального образования город-курорт Сочи", в том числе для расселения жителей МКД, расположенного по адресу: "адрес". Более того, на 2023 год финансирование также не предусмотрено.
До настоящего времени органом местного самоуправления мероприятия по включению данного дома в перечень аварийных домов в рамках муниципальной программы "Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории муниципального образования город-курорт Сочи" не осуществляются по причине отсутствия бюджетных денежных средств. Указанные обстоятельства ставят под угрозу жизнь и безопасность граждан, проживающих в вышеуказанном аварийном доме. Исходя из изложенного, непринятие мер администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к расселению жителей МКД, расположенного по "адрес" создает предпосылки к возникновению опасных для жизни и здоровья ситуаций, нахождение и проживание в аварийном доме, а также вблизи от него является небезопасным, может привести к гибели проживающих в нем семей и граждан, а также порче их имущества.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд возложить на администрацию обязанность переселить жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" иные благоустроенные жилые помещения, а также обязать администрацию МО городской округ город-курорт Сочи предусмотреть финансирование на выполнение мероприятий по расселению жителей вышеуказанного многоквартирного дома.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края возложена обязанность переселить жителей многоквартирного дома, расположенного по "адрес" в иные благоустроенные жилые помещения.
На администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края возложена обязанность предусмотреть, финансирование на выполнение мероприятий по расселению жителей многоквартирного дома, расположенного по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявителем указано, что поскольку спорный МКД признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа жилого помещения, между тем в ходе рассмотрения спора судами не установлено количество квартир, находящихся в собственности граждан, а также количество квартир в указанном доме, которые находится в муниципальной собственности, кроме того, к участию в деле не привлечены лица, проживающие в МКД N по "адрес"
В судебном заседании принимала участие прокурор Шаповалова О.Ю, представитель администрации г. Сочи по доверенности ФИО7
Иные, участвующие в деле лица, на судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Центрального района г. Сочи проведена проверка обращения Нагоевой Л.Н. по исполнению жилищного законодательства при расселении граждан из аварийного МКД, расположенного по "адрес"
Многоквартирный "адрес" является двухэтажным жилым домом, год постройки - 1920.
Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района муниципального образования городской округ город курорт Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-р МКД N по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Переселение граждан из вышеуказанного многоквартирного дома в рамках адресных программ, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не представляется возможным по дате признания аварийным указанного дома, так как в адресные программы включаются многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017.
Постановлением администрации г. Сочи от 27.01.2020 N 48 "Об утверждении порядка рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением расходов, не предусмотренных бюджетом г. Сочи в текущем финансовом году" на 2022 год не предусмотрено выделение дополнительных средств на реализацию мероприятия "Приобретение жилых помещений для предоставления собственникам жилых помещений в связи с изъятием помещений для муниципальных нужд или нанимателям жилых помещений в связи с выселением из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи в рамках муниципальной программы г. Сочи "Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории муниципального образования город-курорт Сочи", в том числе для расселения жителей МКД "адрес". На 2023 год финансирование также не предусмотрено.
До настоящего времени органом местного самоуправления мероприятия по включению данного дома в перечень аварийных домов в рамках муниципальной программы "Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории муниципального образования город-курорт Сочи" не осуществляются по причине отсутствия бюджетных денежных средств. Указанные обстоятельства ставят под угрозу жизнь и безопасность граждан, проживающих в вышеуказанном аварийном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая, в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно строительно-техническому заключению специалиста отдела ГБУ КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по г. Сочи N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что износ "адрес" составляет 76 % с физическим износом, при котором прочные и деформационные характеристики ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами.
В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе главного специалиста отдела ЖКХ администрации района, ведущего специалиста ГБУ "Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по городу Сочи, главного специалиста МКУ города Сочи "ЕДДС города Сочи", главного специалиста ОАПид ОНДиПР города Сочи, установлено, что многоквартирный "адрес" в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ утратил физическое существование. Под воздействием прямого огня и высоких температур строение полностью разрушено. После пожара проживание по данному адресу, не предоставляется возможным. Здание пострадало от пожара. Проведение ремонтных работ с доведением всех материалов и конструкций до удовлетворительных условий нецелесообразно.
Кроме того, прокуратурой района совместно с привлечением администрации и специалиста ГБУ "Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" по городу Сочи ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование "адрес", по результатам которого установлено, что дом полностью сгорел, утратив все технические характеристики.
Поскольку дом разрушен после пожара, проживать в нем невозможно и небезопасно.
Разрешая спор по существу, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что МКД "адрес" признан в 2018 году в предусмотренном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, при этом дальнейшее проживание в этом МКД не отвечает требованиям безопасности вследствие происшедшего в доме в январе 2022 года пожара, и его полного уничтожения, в то же время вопрос о внеочередном предоставлении жителям указанного дома равноценного по площади жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен подлежащего сносу, администрацией до настоящего времени не разрешен, применив положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, пришли к выводу о правомерности заявленных исковых требований и о наличии оснований для возложения на администрацию обязанности переселить жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" иные благоустроенные жилые помещения, а также предусмотреть финансирование на выполнение мероприятий по расселению жителей вышеуказанного многоквартирного дома.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с решением и апелляционным определением по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Данная норма регулирует жилищные права лиц, проживающих в жилых помещениях, признанных аварийными и подлежащими сносу, на условиях социального найма.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, по общему правилу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, жилищные права нанимателей муниципальных жилых помещений и собственников жилых помещений при признании жилого дома аварийным реализуются различными способами.
В соответствии с пунктом 38 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, одним из оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу является не только естественный износ дома, но и пожар независимо от причины его возникновения.
В силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций, установив, что спорный МКД сгорел, стал непригодным для проживания и подлежит сносу в результате пожара (одномоментного события), пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку дальнейшее проживание жителей в спорном жилом доме невозможно ввиду его аварийности и наличия угрозы для проживания.
Вместе с тем, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему спору являлись, в том числе, установление принадлежности аварийного жилья и оснований проживания в нем лиц, в интересах которых прокурором заявлен иск, установление круга этих лиц, а также определение способа обеспечения жилищных прав указанных лиц с учетом положений статей 32, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Однако данные обстоятельства оставлены судами без внимания и правовой оценки, принадлежность квартир судами не установлена, круг лиц, чьи жилищные права подлежат защите и восстановлению, также не установлен, тогда как данные обстоятельства являются юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Жители спорного МКД, в интересах которых, в том числе, прокурором заявлен иск, к участию в деле не привлечены, о рассмотрении дела не извещались.
Кроме того, возложение на ответчика обязанности по расселению жителей МКД, расположенного по "адрес" в иные благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством без указания вида жилищного фонда, вида права, на котором ответчик должен предоставить другое жилье, его характеристик, противоречит положениям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", об исполнимости решения.
Ввиду изложенного, выводы судов нижестоящих инстанций по существу разрешения спора нельзя признать законными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех юридически значимых обстоятельств по данному делу.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение и апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенные обстоятельства, установить вышеизложенные юридически значимые обстоятельства по делу и разрешить спор в соответствии с требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами, правильно определив круг лиц, подлежащих привлечению к участию в дело.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2023 года отменить.
Гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Сочи.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.