Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Гордеевой Ж.А, Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сочи в интересах Степановой Наталии Андреевны к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным приказа, по кассационной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности ФИО1 на решение Центрального районного суда города Сочи от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сочи в интересах Степановой Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс, которым отказано во включении Степановой Наталии Андреевны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае; обязании администрации г. Сочи в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу направить в министерство труда и социального развития Краснодарского края заключение о необходимости включения Степановой Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае; обязании министерства труда и социального развития Краснодарского края включить Степанову Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае, с даты подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка по обращению сенатора Российской Федерации Башкина А.Д. в интересах Степановой Н.А. о защите нарушенных жилищных прав ребенка-сироты, в ходе которой установлено, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Степанова Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Степановой Н.А. - ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО10 заочным решением Ленинского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Распоряжением управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от N/ру над Степановой Н.А. установлена опека и назначен опекуном ФИО11
В связи со сменой места жительства Степанова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в управлении по вопросам семьи детства администрации г. Сочи. Приказом начальника указанного управления от ДД.ММ.ГГГГ N над несовершеннолетней Степановой НА установлено попечительство на безвозмездной основе, попечителем назначен ФИО11 В настоящее время Степанова Н.А. нигде зарегистрированной не числится, сведения о её правах на недвижимое имущество отсутствуют, фактически она проживает в г. Сочи по адресу: "адрес".
Приказом министра труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс отказано во включении Степановой Н.А. список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае, в связи с отсутствием у последней регистрации на территории Краснодарского края, а также опиской в решении Ленинского районного суда г. Иркутска о лишении родительских прав от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако Степанова Н.А. состояла на учете в управлении по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи в период по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения возраста 18 лет), ей неоднократно оформлялась регистрация по месту пребывания в г. Сочи. Указанный орган опеки и попечительства исполнял обязанности в отношении последней, а значит её местом жительства с ДД.ММ.ГГГГ является г. Сочи. Иного места жительства не имеет.
Таким образом, по мнению истца отказ во включении Степановой Н.А. в список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Сочи является незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 14 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО1, ссылаясь на неверное определение судами нижестоящих инстанций обстоятельства по делу, на то, что судами дана ненадлежащая оценка представленным в дело доказательствам, неверно применен закон, подлежащий применению. Отсутствие регистрации гражданина по месту жительства не может препятствовать реализации прав, однако гражданину необходимо установить факт проживания по определенному адресу в законном порядке, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отменен вынесенных по делу судебных актов.
Письменных возражений по доводам кассационной жалобы не поступило.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края действующая на основании доверенности ФИО12 поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, просила суд отменить вынесенные по делу судебные акты.
Участвующий в деле прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан - Дубровская Елена Николаевна в суде кассационной просила судебную коллегию оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебных актов, т.к. суды нижестоящих инстанций разрешили спор с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению по настоящему делу.
Судами установлено и следует из материалов дела, прокуратурой г. Сочи по обращению сенатора Российской Федерации Башкина А.Д. была проведена проверка в интересах Степановой Н.А. по защите нарушенных жилищных прав ребенка-сироты, в ходе которой установлено, что Степанова Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что мать Степановой Н.А. - ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а её отец ФИО10 лишён родительских прав заочным решением Ленинского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ N/ру над Степановой Н.А. установлена опека, опекуном назначен ФИО11 Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Степанова Н.А. была поставлена на учет в управлении по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи в связи со сменой места жительства, при этом приказом начальника указанного управления от ДД.ММ.ГГГГ N над несовершеннолетней Степановой Н.А. было установлено попечительство на безвозмездной основе, попечителем назначен ФИО11
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-же Степановой Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в Краснодарском крае, поскольку у неё отсутствует на территории Краснодарского края регистрация, а также в решении Ленинского районного суда г. Иркутска в лишении родительских прав от ДД.ММ.ГГГГ допущена описка.
Принимая решение по делу, удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался статьями 20, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 148 Семейного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания места жительства в пределах Российской Федерации", принимая во внимание правовую позицию изложенную в пункте 12 (раздел IV) Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденную Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, исходил из того, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, а также, что место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.
Проверяя дело в порядке апелляционного производства, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, считая, что, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований иска, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно.
Суд кассационной инстанции, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций поскольку они не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
При этом судами обоснованно не приняты во внимание доводы ответчика о законности распоряжений об отказ во включении Степанову Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что на дату подачи заявления в паспорте отсутствуют сведения o регистрации Степановой Н.А. по месту жительства на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, поскольку статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Степанова Н.А. состояла на учете в управлении по вопросам семьи и детства администрации города Сочи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения возраста 18 лет), ей неоднократно оформлялась регистрация по месту пребывания в городе Сочи, при этом орган опеки и попечительства исполнял обязанности в отношении Степановой Н.А, в связи с чем, местом её жительства с ДД.ММ.ГГГГ является город Сочи. При этом иного места жительства Степанова Н.А. на территории Российской Федерации не имеет, суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159- ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Пункт 7 указанных Правил устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в список заявителем.
Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 N 539 утверждено "Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Из положений абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года N 397, в список включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых положений и их взаимосвязи отказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края основан на нервном толковании норм права.
Выводы судов приведены и подробно мотивированы в решении и апелляционном определении, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении спора судами правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены вышеуказанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, при этом нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора, выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода судов об удовлетворении иска, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию ответчика изложенную в возражениях, апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции соглашается, по существу изложенные заявителем жалобы обстоятельства направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводам суда об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены в кассационном порядке судебного постановления, принятого по этому делу.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда и апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи Ж.А.Гордеева
В.В.Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.