Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Полякова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Губской О.С., действующей в интересах Некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 24 мая 2023 года, решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 24 мая 2023 года Некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 июля 2023 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Губская О.С. просит судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Фонда к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (части 1 и 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки, проведенной 26 декабря 2022 года в отношении Некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ года N N со сроком исполнения до 1 марта 2023 года, согласно которому необходимо восстановить циркуляцию в отопительном стояке, проходящем из квартиры N 6 (2 этаж) в квартиры N N 2, 3 (1 этаж) в многоквартирном доме "адрес" в рамках исполнения гарантийных обязательств в соответствии с требованиями пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С целью контроля исполнения названного предписания на основании решения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции от 2 марта 2023 года N 344 в отношении Фонда по указанному выше адресу была проведена внеплановая выездная проверка.
В период с 6 марта по 3 апреля 2023 года в ходе проверки должностными лицами государственной жилищной инспекции установлено неисполнение юридическим лицом предписания от ДД.ММ.ГГГГ года N N, о чем составлен акт проверки от 3 апреля 2023 года N N
Факт невыполнения предписания в установленный срок послужил основанием для составления 21 апреля 2023 года главным специалистом отдела контроля выполнения капитального ремонта государственной жилищной инспекции Ростовской области в отношении Фонда протокола об административном правонарушении N 4 НП, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности, суды исходили из того, что Фонд является некоммерческой организацией, деятельность которого направлена на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества жилых домов, расположенных на территории Ростовской области; работы, отраженные в предписании от 30 января 2023 года N 16, относятся к капитальному ремонту дома, осуществление которого обеспечивается Фондом за счет взносов граждан на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что Фонд, получив предписание административного органа об устранении нарушений требований жилищного законодательства, не принял все зависящие от него меры по его надлежащему выполнению в установленный срок и обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание от 30 января 2023 года вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводу жалобы о недоказанности вины Фонда в невыполнении предписания, договором N N на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенного 31 марта 2020 года между Фондом и ООО " "данные изъяты"", определен предмет работ, в том числе ремонт систем теплоснабжения в многоквартирном доме по адресу: "адрес" (л.д. 14-24).
Поскольку при проверке общего имущества дома "адрес", являвшегося предметом договора от 31 марта 2020 года N N, административным органом установлены недостатки и с учетом условий данного договора, согласно которым контроль за качеством проведения подрядчиком работ, в том числе в течение пятилетнего гарантийного срока, осуществляет заказчик, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П указал, что деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 его статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт.
Региональный оператор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
На основании изложенного довод жалобы о том, что исполнение обязанности по поставке качественной тепловой энергии находится в зоне ответственности теплоснабжающей организации, нельзя признать состоятельными, поскольку бремя доказывания причин возникновения недостатков ремонта систем теплоснабжения в пределах гарантийного срока лежит на заявителе.
Доводы жалобы о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению. Характер допущенного нарушения, объект посягательства, конкретные обстоятельства дела, создаваемая неисполнением предписания в части необходимости устранения нарушений (связанных с теплоснабжением квартир) угроза охраняемым общественным отношениям, указывают, что нарушение не является малозначительным.
Из доводов поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Невыполнение Фондом в установленный срок предписания должностного лица государственной жилищной инспекции Ростовской области об устранении нарушений жилищного законодательства установлено и доказано в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Порядок и срок привлечения Некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" к административной ответственности соблюдены.
Несогласие заявителя с выводами, изложенными в судебным актах, сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Кировского судебного района г. Ростова-на-Дону от 24 мая 2023 года, решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Е.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.