Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Баркова Сергея Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Черепановского судебного района Новосибирской области от 11 сентября 2023 г. и решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 27 ноября 2023 г., вынесенные в отношении Баркова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Черепановского судебного района Новосибирской области от 11 сентября 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 27 ноября 2023 г, генеральный директор ООО "УК "Жилфонд" Барков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе Барков С.А. просит указанные судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки и лестницы, включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В силу пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", к числу работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме относится сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.
Согласно пунктам 3.2.7 и 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить регулярную уборку лестничных клеток; при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в период с 17 по 29 марта 2023 г. должностными лицами службы Государственной жилищной инспекции Новосибирской области установлено, что ООО "УК "Жилфонд", осуществляя на основании лицензии предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Новосибирская область, Черепановский район, г. Черепаново, ул. Микрорайон, 12, в нарушение указанных выше требований, допустило ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома - не обеспечило регулярную уборку лестничных клеток.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО "УК "Жилфонд" Баркова С.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Факт имевшего место события данного административного правонарушения и виновность Баркова С.А. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; копиями договора управления многоквартирным домом N 12 по ул. Микрорайон, г. Черепаново, Новосибирской области, акта внеплановой документарной проверки от 29 марта 2023 г. N 06-02-110/233, обращения гражданина от 17 февраля 2023 г. о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, решения о проведении проверки от 16 марта 2023 г. N 06-01-110/233, требования о предоставлении документов от 23 марта 2023 г. N 06-08-110/78, письмом генерального директора ООО "УК "Жилфонд" от 23 марта 2023 г. N 58 на требование о предоставлении документов; фотоматериалом и другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, генеральный директор ООО "УК "Жилфонд" Барков С.А. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы суда о виновности Баркова С.А. в совершении вмененного ему правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
В жалобе приведены доводы о том, что несоблюдение требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290, постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, не могут свидетельствовать о нарушении лицензионных требований.
Данные доводы обоснованными признать нельзя в силу следующего.
Совершенное Барковым С.А. противоправное деяние выразилось в ненадлежащем содержании общего имущества собственников - необеспечении регулярной уборки лестничных клеток многоквартирного дома.
В силу положений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, а также частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, относится к лицензионным требованиям.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Следовательно, привлечение Баркова С.А. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, является правомерным.
Доводы заявителя о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении имеется ссылка на Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, нарушение которого в протоколе об административном правонарушении Баркову С.А. не вменялось, не свидетельствует о наличии обстоятельств, влекущих отмену обжалуемых судебных актов и прекращение производства по делу, поскольку ссылаясь на указанное Положение, суд не вменил Баркову С.А. совершение каких-либо иных действий, не указанных в протоколе об административном правонарушении, не ухудшил положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не нарушил его право на защиту.
Доводы жалобы о том, что собственники жилых помещений указанного выше многоквартирного дома исключили из содержания договора управления услуги по уборке мест общего пользования, обоснованными признать нельзя в силу следующего.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
- в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
- в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Как следует из материалов дела собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, а не непосредственное управление, следовательно, в силу приведенных выше требований, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется в договоре управления многоквартирным домом, а не в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания пункта 3.1 договора управления многоквартирным домом от 06 декабря 2013 г. следует, что предметом настоящего договора является выполнение Управляющей организацией за плату работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно перечню, приведенному в приложении N 3 к договору (л.д. 52).
В приложении N 3 к договору управления (Перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) имеются графы "структура тарифа" и "наименование видов работ и статей затрат", из содержания которых следует, что управление многоквартирным домом, в части содержания и ремонта общего имущества, осуществляется согласно договору (л.д. 58).
Пунктом 4.1 договора управления определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (л.д. 52).
К таким работам и услугам относится, в частности сухая и влажная уборка лестничных площадок и маршей (пункт 23 постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения").
Из содержания протокола общего собрания собственников многоквартирного дома N 12 по ул. Микрорайон, г. Черепаново, Новосибирской области от 06 декабря 2013 г, следует, что собственниками принято решение об утверждении договора управления, при этом в протоколе отсутствуют выводы об исключении из договора каких-либо условий (л.д. 60).
При таких обстоятельствах, ООО "УК "Жилфонд" было обязано выполнить указанные выше работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные договором управления многоквартирным домом.
То обстоятельство, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 06 декабря 2013 г, принято также решение об утверждении тарифа по содержанию и ремонту общего имущества собственников с учетом того, что лестничные клетки собственники убирают самостоятельно, не освобождает управляющую компанию от обязанности выполнить условия договора управления в части выполнения комплекса работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, поскольку, как было указано выше, в силу подпунктов "а" и "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, определяется не в решении общего собрания, а в договоре, заключенном с собственниками, выбравшими способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Доводы жалобы о том, что изменения законодательства, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, были приняты после заключения договора управления многоквартирным домом, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения Баркова С.А. от административной ответственности за правонарушение, совершенное им после введения административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, Барков С.А. подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Из материалов дела не усматривается, что Баркову С.А. вменено нарушение требований закона, который был принят после совершения им правонарушения.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с преамбулой Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, нарушение которых вменено Баркову С.А, данные Правила обязательны для исполнения лишь органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку преамбулой указанных Правил также установлено, что они определяют правила по содержанию жилищного фонда.
Под содержанием жилищного фонда понимается комплекс работ, услуг по содержанию общего имущества жилого дома, по техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома (диагностике, обследованию здания и техническому надзору за его состоянием), санитарной очистке жилищного фонда, придомовой территории (МДК 2.04-2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда", утвержденного Госстроем России 01 января 2004 г.).
В рассматриваемом случае обязанность по выполнению комплекса работ по содержанию общего имущества указанного выше жилого дома в соответствии с договором управления от 06 декабря 2013 г. возложена на ООО "УК "Жилфонд", следовательно, выполнение требований, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, для указанной управляющей компании являлось обязательным.
Ссылка в жалобе на то, что указанные выше Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", который в настоящее время утратил силу, не является основанием для их несоблюдения, поскольку на момент совершения правонарушения, рассмотрения дела и пересмотра судебных актов Правила являются действующими.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении существенных недостатков не содержит. Данный протокол составлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ, в нем указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела (л.д. 1-2).
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Баркова С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, которые являются мотивированными и соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Черепановского судебного района Новосибирской области от 11 сентября 2023 г. и решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 27 ноября 2023 г, вынесенные в отношении Баркова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.