Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Савченко В.В., действующего в интересах Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее также РФКР МКД, региональный фонд), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 114 в Центральном судебном районе в г. Омске от 21 августа 2023г.(далее согласно дате принятия полного постановления - 24 августа 2023г.) и решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 ноября 2023г., вынесенные в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 114 в Центральном судебном районе в г. Омске от 24 августа 2023г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 ноября 2023г, РФКР МКД признан виновным в совершении об административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник регионального фонда настаивает на отмене указанных судебных актов как незаконных, приводя тому доводы.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Из положений ч.3 ст. 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Положениями ч. 8 ст. 20 ЖК РФ установлено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Так, согласно п. 37 Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2022г. N 1702, в случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение региональным оператором требований, органом государственного жилищного надзора выдается предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений, которое является приложением к акту.
Указом Губернатора Омской области от 15 января 2013г. N 2 утверждено Положение о Госжилинспекции Омской области (далее - Положение), согласно которому Государственная жилищная инспекция Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный контроль (надзор) (п.1 Положения).
Пунктом 9 Положения установлено, что инспекция осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в соответствии с федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении регионального фонда Государственной жилищной инспекцией Омской области на основании решения заместителя руководителя указанной жилищной инспекции от 4 июля 2023г. N 89, выявлено, что законное предписание Государственной жилищной инспекции Омской области от ДД.ММ.ГГГГ N об обеспечении установки водосточных труб и желобов на кровле многоквартирного дома по "адрес" г. Омска, полученное региональным оператором в тот же день, не исполнено РФКР МКД в срок до 22 июня 2023г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для признания РФКР МКД виновным по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ мировым судьей, с чем согласился районный суд.
Обстоятельства дела подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия РФКР МКД квалифицированы по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего контрольную (надзорную) деятельность органов государственной власти.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным судом с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ.
Всем доводам, имеющим правовое значение, аналогичным доводам рассматриваемой жалобы, в том числе о том, что электронные аукционы на установку водосточных труб и желобов на кровле вышеуказанного дома не состоялись в 2022г. ввиду отсутствия заявок на участие, на обращение регионального фонда 3 августа 2023г. к отраслевому органу - Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области, за финансовой поддержкой, дана надлежащая судебная оценка, не согласиться с которой нет оснований.
Судебные инстанции обоснованно указали, что приведенные в свою защиту РФКР МКД обстоятельства не относятся к периоду, указанному в предписании Государственной жилищной инспекции Омской области от ДД.ММ.ГГГГ. N, учли длительный период неустранения региональным фондом нарушения жилищных прав лиц, проживающих в указанном жилом доме (в 2019г. имело место обращение жильцов дома с соответствующей жалобой).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что региональный фонд имел возможность для соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предпринял к тому все зависящие от него меры.
Не согласиться с выводами судебных инстанций нет оснований. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других не запрещенных законом источников. Из его следует, что осуществление соответствующих уставных задач регионального фонда как юридического лица не обеспечивается лишь за счет бюджетных ассигнований субъекта.
Порядок и срок привлечения РФКР МКД к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено РФКР МКД в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, предусмотренной для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 114 в Центральном судебном районе в г. Омске от 24 августа 2023г. и решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 ноября 2023г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.