Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу Смирновой М.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 18 мая 2023 г., решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 5 сентября 2023 г., решение судьи Иркутского областного суда от 16 ноября 2023 г., вынесенные в отношении временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г. Братска Смирновой Марины Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 18 мая 2023 г. N 34-17-35/2023-7, оставленным без изменения решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 5 сентября 2023 г. и решением судьи Иркутского областного суда от 16 ноября 2023 г, временно замещающая должность председателя Комитета по градостроительству администрации г. Братска Смирнова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе Смирнова М.А. просит постановление должностного лица и решения судебных инстанций отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 129 Бюджетного кодекса РФ установлено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Из материалов дела следует, что 31 марта 2021 г. между министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и администрацией г. Братска заключено Соглашение N о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования г. Братска в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Иркутской области, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации на территории Иркутской области, расселяемых с финансовой поддержкой государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, являющейся приложением к подпрограмме "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда во взаимодействии с государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2019-2024 гг.
В соответствии с пунктом 6.1.1, положениями раздела VIII Соглашения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования г. Братска, осуществляющего взаимодействие с министерством, на который со стороны муниципального образования г. Братска возложены функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является комитет по градостроительству администрации г. Братска, он же является получателем средств субсидии и главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных муниципальных учреждений - получателей бюджетных средств.
В ходе проведения проверочных мероприятий прокуратурой Падунского района г. Братска установлено, что 15 июня 2021 г, во исполнение мероприятий регионального проекта Иркутской области "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Иркутской области)", между "данные изъяты" и "данные изъяты" заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по строительству многоквартирных жилых домов по адресу: "адрес"
Между тем, в сроки, установленные пунктом 1.5 муниципального контракта, - до 1 декабря 2022 г. строительные работы не завершены.
Размер фактически поступивших средств Фонда (доведенные предельные объемы финансирования) составил в 2021 г. - "данные изъяты" копеек; в 2022 г. - "данные изъяты" копеек. Однако, в рамках реализации мероприятий адресной программы в 2021 г. израсходовано "данные изъяты" копейки, из них средства Фонда - "данные изъяты" копеек, средства местного бюджета - "данные изъяты" копеек; в 2022 г. израсходовано "данные изъяты" копеек, из них средства Фонда - "данные изъяты" копейка, средства местного бюджета - "данные изъяты" копейки. При этом по состоянию на 1 января 2023 г. сложился неиспользованный остаток бюджетных ассигнований вышеуказанной субсидии по средствам Фонда в размере "данные изъяты" копеек и "данные изъяты" копеек по средствам местного бюджета.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства весь объем субсидии по средствам Фонда возвращен в областной бюджет.
Однако, на момент проведения проверки денежные средства в бюджет муниципального образования не поступили, что создает угрозу срыва реализации программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
Таким образом, проверкой установлено, что Комитетом по градостроительству администрации г. Братска не достигнуты плановые значения показателей результативности использования субсидии, определенные соглашением от 31 марта 2021 г. по состоянию на 1 января 2023 г, то есть условия расходования межбюджетных трансфертов не выполнено. В нарушение требований статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, раздела 3 Приложения 4 государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019-2025 гг, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. N 780-пп, пункта 4.3.3 Соглашения от 31 марта 2021 г, Комитетом по градостроительству администрации г. Братска в 2022 г. в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда", регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", муниципальной программы "Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем на 2014-2025 гг.", при расходовании субсидии, полученной из областного бюджета, не обеспечено исполнение мероприятий по расселению граждан из аварийного жилищного фонда, установленного приложением N2 к данном Соглашению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г. Братска Смирновой М.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела Смирнова М.А. постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 18 мая 2023 г. N 34-17-35/2023-7 привлечена к административной ответственности.
Судья городского суда, а также судья областного суда, рассмотрев жалобы Смирновой М.А. на постановление, пришли к выводу о наличии в ее действиях указанного состава административного правонарушения.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо, а также судьи городского и областного судов пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия Смирновой М.А. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Смирновой М.А. не усматривается, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы жалобы о нарушении правил подведомственности при рассмотрении дела об административном правонарушении основаны на неверном толковании норм права.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ, вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители (ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ).
При этом дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
В силу положений абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовому подходу, сформулированному в подпункте "в" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Системный анализ приведенных норм с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ должна применяться с учетом положений частей 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ.
По смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица, а положение абз.2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Таким образом, рассмотрение перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дел судьями, в том числе районных (городских) судов, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ возможно только при наличии решения органа (должностного лица), к подведомственности которого положениями главы 23 КоАП РФ отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении, о передаче дела на рассмотрение судье для целей назначения наказания, которое может быть назначено только судом.
К таким наказаниям относится и дисквалификация, возможность назначения которой для лица, замещающего должность муниципальной службы, предусмотрена санкцией ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Решение о передаче дела судье должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, принимается в порядке п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ.
Между тем такого решения руководитель Управления Федерального казначейства по Иркутской области, к которому поступили для рассмотрения протокол и материалы по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Смирновой М.А. по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, не принимал.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения вследствие отсутствия вины Смирновой М.А. в его совершении, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в постановлениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Иные доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, о возможности применения административного наказания в виде предупреждения, применении положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебных разбирательств судов нижестоящих инстанций, установленные обстоятельства и выводы о виновности Смирновой М.А. в совершении вмененного ей административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие Смирновой М.А. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьями городского и областного судов допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Смирновой М.А. в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебными инстанциями рассмотрены в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемых постановления и решений, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу актов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 18 мая 2023 г, решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 5 сентября 2023 г, решение судьи Иркутского областного суда от 16 ноября 2023 г, вынесенные в отношении временно замещающей должность председателя Комитета по градостроительству администрации г. Братска Смирновой Марины Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Смирновой М.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.