Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Доржу Ю.Д., действующей на основании доверенности в интересах Сандана Э.Ф., на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от 30 марта 2022г. N N, решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 августа 2022г. и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 10 марта 2023г., вынесенные в отношении должностного лица - министра труда и социальной политики Республики Тыва Сандана Эдуарда Феликсовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от 30 марта 2022г. N N, оставленным без изменения решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 августа 2022г. и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 10 марта 2023г, должностное лицо - министр труда и социальной политики Республики Тыва Сандан Э.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Сандана Э.Ф. настаивает на отмене постановления судебного пристава-исполнителя и судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, по возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от 18 апреля 2016г. исполнительному производству Министерством труда и социальной политики Республики Тыва (далее также министерство), возглавляемым министром Санданом Э.Ф, не исполнены содержащиеся в исполнительном документе, выданном ДД.ММ.ГГГГ. согласно решению Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 декабря 2015г. по гражданскому делу N N, требования о предоставлении жилого помещения ФИО6 из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный для добровольного исполнения.
9 сентября 2016г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
11 марта 2022г. министру Сандану Э.Ф. вручено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного документа в срок до 17 марта 2022г. Указанное требование не исполнено к установленному сроку.
Обстоятельства дела подтверждены полно приведенными в обжалуемых актах доказательствами, им дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия Сандана Э.Ф. квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, руководимое Санданом Э.Ф, имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все возможные меры по их соблюдению.
Согласно абз. 25 п. 9.7 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013г. N 229 (ред. от 24.12.2018 N 636) (далее- Положение), Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в пределах своей компетенции, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет предоставление в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
Доводы жалобы о том, что осуществление указанных полномочий министерства зависит от других исполнительных органов власти субъекта, в частности, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, обязанного формировать специализированный жилищный фонд, несостоятельны.
Из положений абз. 9 п. 9.13 Положения следует, что к полномочиям министерства отнесено взаимодействие, в том числе с органами исполнительной власти Республики Тыва по вопросам своего ведения.
Из обстоятельств дела не следует и в жалобе не приведены обстоятельства такого взаимодействия министерства с органами исполнительной власти Республики Тыва по вопросу исполнения исполнительного документа по настоящему делу.
Доводы жалобы заявителя о том, что в настоящее время в законодательство субъекта внесены изменения, в частности, Указом Главы Республики Тыва от 8 апреля 2022г. N 108 "О внесении изменения в Указ Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 г. N 408" полномочия министерства по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц переданы другому органу исполнительной власти Республики Тыва, несостоятельны.
Согласно п. 1.1 Указа Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 г. N 408 Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
При этом из положений п.п. 12, 13.1 Указа Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 г. N 408 следует, что органам исполнительной власти Республики Тыва поручено осуществить необходимые организационно-штатные и иные мероприятия для реализации настоящего Указа в сроки и порядке, предусмотренным действующим законодательством. Постановлено, что руководители органов исполнительной власти Республики Тыва, указанные в настоящем Указе, до завершения всех реорганизационных мероприятий, а также мероприятий, связанных с передачей полномочий и функций, обеспечивают непрерывность осуществления ранее возложенные на них полномочий и функций.
Из материалов дела не следуют и в жалобе заявителя не приведены сведения о том, что на день совершения административного правонарушения по настоящему делу все необходимые организационные мероприятия по передаче соответствующих полномочий министерства были завершены.
При таких обстоятельствах следует учесть, что абз. 25 п. 9.7 Положения о предоставлении министерством жилых помещений вышеуказанной категории лиц признан утратившим силу с 18 мая 2022г, что следует из постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2022г. N 290.
Согласно ст. 2.4 КоАП должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно разделу IV Положения министр является должностным лицом - единоличным исполнительным органом, наделен организационно-распорядительными функциями.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ и п. 12 Положения, министр труда и социальной политики Республики Тыва возглавляет министерство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий.
Сандан Э.Ф. назначен на указанную должность Указом Главы Республики Тыва от 15 октября 2021г. N 415.
Являясь должностным лицом, на которое возложена обязанность по текущему руководству деятельностью министерства, в том числе по исполнению требований судебного пристава, контролю за исполнением сотрудниками министерства своих должностных обязанностей, осуществлению взаимодействия министерства с органами исполнительной власти Республики Тыва, Сандан Э.Ф. не был лишен возможности по собственной инициативе выяснять вопрос об исполнении исполнительного документа, организовать конструктивное взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, в том числе по вопросу формирования специализированного жилищного фонда.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена городским судом и верховным судом республики с соблюдением требований ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана оценка.
Порядок и срок привлечения Сандана Э.Ф. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Сандану Э.Ф. в минимальном размере санкции ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусмотренной для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя начальника МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от 30 марта 2022г. N N, решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 2 августа 2022г. и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 10 марта 2023г. оставить без изменений, жалобу защитника Доржу Ю.Д. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.