Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Центральным районным судом г. Читы, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЖД-Сервис" на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 11 октября 2023 года по административному делу N 2а-3753/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЖД-Сервис" к Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, заместителю начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и организационного обеспечения Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Евдокимовой Н.С. о признании незаконными акта проверки, предписания.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЖД-Сервис" Филиппова М.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЖД-Сервис" (далее - ООО "ТД ЖД-Сервис", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным акта документарной внеплановой проверки и предписания от 2 мая 2023 года N75/4-73-ТПР/12-2960-И/409 Государственной инспекции труда в Забайкальском крае (далее - ГИТ в Забайкальском крае, инспекция), мотивируя тем, что внеплановая документарная проверка, по результатам которой административным ответчиком выдано оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений о начислении и выплате работнику Ушаковой И.Г. заработной платы за период времени с марта по ноябрь 2022 года за фактически отработанное время, согласно табелям рабочего времени, в том числе за 11 дней в июле 2022 года и 8 дней в августе 2022, а также за работу в выходные дни, проведена с нарушениями требований действующего законодательства. Директор общества проверяющему лицу какие-либо документы не предоставлял, пояснений не давал, в проведении проверки не участвовал, сопроводительные письма в адрес инспекции не подписывал. Требований о предоставлении документов, пояснений обществом получено не было, ввиду чего ООО "ТД ЖД-Сервис" не было осведомлено о предмете проверки. Предписание вынесено по вопросу, не относящемуся к компетенции ГИТ в Забайкальском крае; представляет собой распорядительный документ, обязывающий работодателя принять конкретные меры по его выполнению (выплате денежных средств) и порождающий правовые последствия в виде привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания, в то время как в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечена Ушакова И.Г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 11 октября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 декабря 2023 года, ООО "ТД ЖД-Сервис" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований со ссылкой на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, настаивает на незаконности оспариваемых акта проверки и предписания. Полагает, что надлежащей правовой оценки указанным доводам судами не дано. Считает, что судебные акты основаны на недопустимых доказательствах, постановлены с нарушением принципа состязательности и равноправия сторон; положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" судами не применены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административных ответчиков, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда имеют право, в частности, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (статья 357 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Одним из видов контрольного (надзорного) мероприятия, по результатам которого выдается предписание об устранении выявленных нарушений, является документарная проверка (статьи 56, 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Из материалов административного дела усматривается, что в связи с поступившим в ГИТ в Забайкальском крае требованием прокуратуры Забайкальского края от 24 апреля 2023 года вх. N 75/4-73-23-ТПР о проведении контрольного (надзорного мероприятия) в ООО "ТД ЖД-Сервис" в связи с нарушением трудовых прав работника Ушаковой И.Г. в части невыплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении на основании решения руководителя инспекции от 2 мая 2023 года N 75/4-73-23-ТПР/12-2945-И/409 заместителем начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и организационного обеспечения Евдокимовой Н.С. проведена документарная проверка названного общества.
При проверке установлено, что 1 февраля 2022 года между Ушаковой И.Г. и ООО "ТД ЖД-Сервис" заключен трудовой договор по должности бухгалтер материальной группы. Работнику установлена 40-часовая рабочая неделя. Согласно пункту 5.2 трудового договора за выполнение трудовой функции Ушаковой И.Г. установлен должностной оклад в размере 13 900 руб, компенсационные выплаты: районный коэффициент 20% и северная надбавка в размере 30%.
Приказом от 2 декабря 2022 года N 2 трудовые отношения между Ушаковой И.Г. и обществом прекращены на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
В нарушение статей 21, 22, части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) выплата заработной платы работнику Ушаковой И.Г. за период с 1 февраля 2022 года по 1 декабря 2022 года производилась работодателем в неустановленные трудовым договором сроки.
В нарушение требований статьи 91 ТК РФ учет фактически отработанного Ушаковой И.Г. времени за период с 1 февраля 2022 года по 2 декабря 2022 года производился неверно.
В нарушение статьи 153 ТК РФ за период с марта 2022 года по ноябрь 2022 года работа в выходные дни работнику Ушаковой И.Г. не оплачена.
В нарушение статей 21, 22, 135, 136 ТК РФ заработная плата с марта 2022 года по ноябрь 2022 года начислялась не за фактически отработанное время, а в меньшем размере, заработная плата за 11 дней в июле 2022 года и 8 дней в августе 2022 года не начислена и не выплачена, к проверке не представлены документы, подтверждающие выплату и начисление.
По результатам проверки заместителем начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и организационного обеспечения составлен акт от 2 мая 22023 года N 75/4-73-23-ТПР/12-2960-И/409, в котором констатированы допущенные обществом очевидные нарушения трудового законодательства в отношении работника Ушаковой И.Г.
ООО "ТД ЖД-Сервис" выдано предписание от 2 мая 2023 года N 75/4-73-23-ТПР/12-2963-И/409 об устранении выявленных нарушений статей 21, 136, 91, 153 ТК РФ, на общество возложена обязанность в срок до 19 мая 2023 года начислить и выплатить заработную плату работнику Ушаковой И.Г. за период с марта 2022 года по ноябрь 2022 года за фактически отработанное время, согласно табелям учета рабочего времени, в том числе за 11 дней в июле 2022 года и 8 дней в августе 2022 года, а также за работу в выходные дни; во исполнение предоставить расчетные листы, платежные документы.
Указанные акт проверки и предписание были обжалованы обществом вышестоящему должностному лицу; решениями заместителя руководителя ГИТ - заместителя Главного государственного инспектора труда в Забайкальском крае от 19 мая 2023 года N 75/10-1571-23-И, N 75/10-403-23-ОБ жалобы оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал на законность оспариваемых акта и предписания, правомерность возложенной на ООО "ТД ЖД-Сервис" обязанности устранить выявленные нарушения. Судом отмечено, что предписание выдано в пределах полномочий инспекции, при этом нарушения трудового законодательства являлись очевидными, а требование о восстановлении нарушенных прав работника Ушаковой И.Г. предметом проверки комиссии по трудовым спорам либо суда не являлось.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений процедуры проведения проверки не установлено.
Порядок проведения проверки соблюдения норм трудового законодательства регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 года N 1230.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
Частью 3 статьи 72 названного Федерального закона установлено, что в ходе документарной проверки могут совершаться контрольные (надзорные) действия, в числе которых истребование документов.
Под истребованием документов в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (часть 1 статьи 80 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права документарная проверка проводится только на внеплановой основе.
Как следует из материалов административного дела, в отношении ООО "ТД ЖД-Сервис" проведена внеплановая документарная проверка, что соответствует вышеуказанным правовым нормам.
Основанием для проведения данной проверки послужило поступившее в инспекцию требование прокуратуры Забайкальского края от 24 апреля 2023 года вх. N 75/4-73-23-ТПР о проведении контрольного (надзорного мероприятия) в ООО "ТД ЖД-Сервис" в связи с нарушением трудовых прав работника Ушаковой И.Г. в части невыплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, что соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Начало и проведение проверки, а также ее окончание 2 мая 2023 года не свидетельствует о незаконности оспариваемых акта и предписания.
Сведений о документах и обстоятельствах, которые не были бы учтены инспектором, материалы административного дела не содержат.
Факт извещения общества о предстоящей проверке подтверждается получением его представителем запроса от 2 мая 2023 года о предоставлении документов, приложением к которому являлось распоряжение о проведении проверки, а также предоставлением работником общества ответов по запросу с приложением документов, о возможности представления которых указано в названных ответах, а также с изложением в ответах причин невозможности представления иных документов, запрошенных инспектором.
Утверждение подателя кассационной жалобы о недостаточности времени для представления обществом инспектору всех необходимых для проведения проверки документов опровергается содержанием названных ответов.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое предписание основано на недопустимых доказательствах не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию административного истца с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на основании которых они установлены, направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии административного истца с выводами судов по обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения правильных по существу судебных актов в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом ЖД-Сервис" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.