Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", поданную через суд первой инстанции 8 декабря 2023 г, на решение Иркутского областного суда от 26 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 г.
по административному делу N 3а-58/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Нагулиной Н.В, представляющей интересы акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Шпакова А.В, Патрикеевой А.В, представляющих интересы Службы по тарифам Иркутской области, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Службы от 3 февраля 2022 г. N 79-9-спр "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" (далее - Приказ N 79-9-спр) на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области" установлена плата за подключение по г. Ангарску, г. Железногорск-Илимскому, г. Усолье-Сибирское, г. Черемхово. В частности для потребителей в г. Усолье-Сибирское данным приказом установлен тариф на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" в размере 12 468, 5 тыс. рублей Гкал/час без учета НДС.
Акционерное общество "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (далее - АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", Завод) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующим указанного выше нормативного правового акта в части отсутствия дифференциации по подключению в зависимости от типа прокладки тепловых сетей (надземная или подземная) потребителей, расположенных в г. Усолье-Сибирское, обязать тарифный орган утвердить тариф за технологическое подключение таких потребителей, присоединение которых будет осуществляться наземным способом, исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, взыскать расходы на уплату государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Требования мотивированы тем, что в оспариваемый тариф заложены работы по прокладке трубопроводов теплоснабжения, работы по восстановлению асфальтобетонных покрытий дороги, погрузка и вывоз грунта автотранспортом, вместе с тем действующая магистраль общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания", к которой осуществлено присоединение АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", проложена над землей и необходимости проведения данных работ не имеется. Трубопровод тепловой сети построен административным истцом в 2016 году за счет собственных средств и предусматривает возможность подключения перспективной нагрузки до 12, 113 Гкал/час, данная нагрузка предусмотрена проектной документацией и согласована с действовавшей в момент строительства сети ресурсоснабжающей организацией (ПАО "Иркутскэнерго"). Возникшая в настоящее время производственная необходимость увеличения мощности тепловой нагрузки до 6 Гкал/час влечет для Завода необходимость оплаты более 56 млн. руб. ООО "Байкальская энергетическая компания" как теплоснабжающей организации. Вместе с тем никаких дополнительных расходов на проведение мероприятий по подключению действующего объекта или расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей не требуется, так как потребление увеличенной мощности будет проходить по существующему трубопроводу. Полагал, что оспариваемый приказ, установивший тариф без учета действующего надземного трубопровода тепловой сети и фактического потребления тепловой энергии в пределах ранее согласованной тепловой мощности, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанность по уплате необоснованного тарифа.
Решением Иркутского областного суда от 26 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Согласно статье 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов (часть 8). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 10).
В соответствии с пунктами 106, 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение. Плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение может быть дифференцирована в соответствии с методическими указаниями, в том числе исходя из величины подключаемой нагрузки и (или) в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная).
Расчет платы за подключение к системе теплоснабжения определен пунктами 163 - 174 раздела IX.IX Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ от 13 июня 2013 г. N 760-э, так плата за подключение может дифференцироваться: исходя из величины подключаемой нагрузки по диапазонам диаметров тепловых сетей: до 250 мм, 251 - 400 мм, 401 - 550 мм, 551 - 700 мм, 701 мм и выше; по типу прокладки тепловых сетей: подземная (канальная и бесканальная) или надземная (наземная) и состоит из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (П1), расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (включая проектирование) (П2.1), расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (П2.2), налога на прибыль (Н).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 11 августа 2021 г. ООО "Байкальская энергетическая компания" обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области.
Распоряжением Службы по тарифам Иркутской области от 25 августа 2021 г. N 79-203-ср в отношении ООО "Байкальская энергетическая компания" открыто дело об установлении на 2021 - 2023 годы платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территориях отдельных населенных пунктов Иркутской области.
Как следует из заключения экспертизы N по результатам проверки материалов для расчета тарифа на тепловую энергию заявленные ООО "Байкальская энергетическая компания" расходы не были приняты, поскольку не представлены расчет потребности в затратах, а также обоснование объема работ по каждому планируемому подключению (ведомости объемов работ, локальные ресурсные сметные расчеты, объектный сметный расчет, сводный сметный расчет), в связи с чем не представлялось возможным проверить правильность рассчитанной суммы затрат.
Службой по тарифам Иркутской области произведен самостоятельный расчет в соответствии с Укрупненными нормативами цен строительства, утверждёнными приказом Госстроя России от 17 мая 2021 г. N 150/пр (НДС N) по каждому планируемому подключению согласно представленным ООО "Байкальская энергетическая компания" техническим условиям. В расчет приняты расценки раздела N "Прокладка трубопроводов теплоснабжения в непроходных каналах в изоляции из пенополиуретана (ППУ) при условном давлении 1, 6 МПа, температуре 150°С, в сухих грунтах с погрузкой и вывозом грунта автотранспортом" по соответствующим диаметрам трубопроводов. На основании дополнительно представленных материалов приняты расходы на восстановление асфальто-бетонного покрытия автодороги согласно Укрупнённым нормативам цен строительства НЦС N. Сборник N 08. Автомобильные дороги, утвержденным приказом Госстроя России от 11 марта 2021 г. N 130 /пр, расходы на озеленение придомовых территорий приняты согласно Укрупненным нормативам цен строительства НЦС N. Сборник N 17. Озеленение, утверждённым приказом Госстроя России от 11 марта 2021 г. N 128/пр, расходы по устройству тротуаров согласно Укрупненным нормативам цен строительства НЦС N Сборник N 16. Малые архитектурные формы, утвержденным приказом Госстроя России от 12 марта 2021 г. N 139/пр. Правильность этих расчетов применительно к указанному в них способу подключения ООО "Байкальская энергетическая компания" и административный истец не оспаривают.
О дате заседания Правления Службы 31 января 2022 г, на котором был принят Приказ N79-9-спр, заинтересованные лица были извещены посредством размещения информации о заседании Правления Службы на официальном сайте Службы в разделе "Назначенные заседания Правления", в подтверждение чего суду представлены скриншоты с официального сайта Службы о заседаниях Правления в 2021 - 2022 годах.
Согласно схеме теплоснабжения города Усолье-Сибирское до 2028 года по состоянию на 2021, 2022 годы, утвержденной Постановлением администрации города Усолье-Сибирское N 951-ПА от 14 мая 2021 г, в городе Усолье-Сибирском отсутствует дефицит тепловой мощности, резерв источника теплоснабжения ООО "Байкальская энергетическая компания" составляет +517, 26 Гкал/ч от общей установленной тепловой мощности ТЭЦ-11
Теплоснабжение АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" осуществляется ООО "Байкальская энергетическая компания" от централизованного теплоснабжения (Магистраль СХК, опора N 113) по надземному трубопроводу АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" диаметром Dn 200.
Согласно Акту о приемке в эксплуатацию теплопровода от 23 ноября 2016 г. подписанного представителями подрядчика ООО "Инженерные коммуникации", ОТС ПАО "Иркутскэнерго" ТЭЦ-11, а также АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" был сдан построенный трубопровод диаметром 219, 8 мм, выполненный по проекту N, разработанному ООО "ИркутскЭнергоПроект", протяженностью 169, 46 м, в том числе: подземная 155, 73 м, надземная 13, 73 м.
30 июня 2021 г. между ООО "Байкальская энергетическая компания" в лице заместителя начальника Усольского отделения ООО "Иркутскэнергосбыт" и АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" заключен Договор теплоснабжения Потребителя тепловой энергии в горячей воде N
Также в 2021 г. после приобретения в собственность АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" зданий, принадлежавших ИП Скаллер (объекты расположены на территории), АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" подало ООО "Байкальская энергетическая компания" заявление на переоформления акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок тепловых сетей объекта капитального строительства, нагрузка увеличена до 2, 195 Гкал/ч подписан Акт разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплоснабжающих установок, тепловых сетей от 23 августа 2021 г.
В ООО "Байкальская энергетическая компания" 18 апреля 2022 г. N от АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" поступило заявление N на переоформление Акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок, тепловых сетей АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", в котором административный истец просил о переоформлении ранее подписанного акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок, тепловых сетей в связи с увеличением тепловых нагрузок с 2, 195 Гкал/ч до 6 Гкал/ч (увеличение тепловой нагрузки на 3, 805 Гкал/ч), а также с возможностью увеличения до проектной мощности 12, 113 Гкал/ч. в ответ на данную заявку ООО "Байкальская энергетическая компания" для АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" был рассчитан тариф на такое подключение в размере 56 931 171, 00 руб. исходя из стоимости 12468, 5 руб./Гкал/ч без учета НДС при приросте тепловой нагрузки на 3, 805 Гкал/ч, то есть с ранее предоставленной в размере 2, 195 Гкал/ч до 6 Гкал/ч.
Письмом ООО "Байкальская энергетическая компания" от 19 апреля 2022 г. N сообщило АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" о наличии технической возможности на увеличение поставляемой тепловой мощности, указав, что плата за подключение (увеличение поставляемой тепловой мощности) составит исходя из тарифа, установленного оспариваемым Приказом Службы N 79-9-спр сумму в размере 56 931 171, 00 руб, в том числе НДС, указав о готовности к заключению договора о подключении объекта капитального строительства к центральному теплоснабжению г. Усолье-Сибирское при наличии согласия с платой за подключение или просило аннулировать заявку на переоформление акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплоснабжающих установок, тепловых сетей.
Письмом ООО "Байкальская энергетическая компания" от 17 мая 2022 г. N сообщило АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" на заявление от 26 апреля 2022 г. на переоформление Акта разграничения балансовой (эксплуатационной) принадлежности сторон теплопотребляющих установок, тепловых сетей объекта капитального строительства АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", указав, что основания для переоформления указанного выше Акта отсутствуют, предложив административному истцу подать в соответствии с п. 8 Правил подключения заявку на заключение договора о подключении объекта капитального строительства АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" к центральному теплоснабжению г. Усолье-Сибирское с указанием требуемой нагрузки с приложением документов согласно перечню указанному в пункте 35 Правил подключения.
Обращаясь в суд, административный истец указал на несогласие с размером установленной платы за подключение ввиду отсутствия ее дифференциации по типу прокладки тепловых сетей, поскольку включенные при расчете затраты теплоснабжающей организации на проведение работ по подключению (технологическому присоединению) потребителя не учитывали надземное размещение тепловых сетей АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод", уже подключенных к тепловым сетям ООО "Байкальская энергетическая компания", а также то, что их запроектированная пропускная способность допускает возможность обеспечения получения АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" тепловой мощности в размере 6 Гкал/ч и более без каких-либо затрат со стороны ООО "Байкальская энергетическая компания".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта 1 части 3 статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 8, части 8 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г..N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 2, 8, 12, 15, 16, 20, 22, 28, 35 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г..N 2115, пунктов 49, 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г..N 1075, пунктов 163-165, 167, 170 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г..N 760-э, пунктов 15, 16, 20 и 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г..N 1075, подпункта 7 пункта 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 г..N 303-пп, пришел к выводу, что Приказ N 79-9-спр издан уполномоченным органом с соблюдением требований к его виду и форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, соответствует нормам материального права, имеющим большую юридическую силу.
Приказ Службы N 79-9-спр правомерно принят с расчетом тарифа при подземном подключении потребителей к тепловым сетям ООО "Байкальская энергетическая компания" исходя из представленной ООО "Байкальская энергетическая компания" Инвестиционной программы, предусматривающей только подземное подключение потребителей к тепловым сетям ООО "Байкальская энергетическая компания" без дифференциации такого подключения - подземный/надземный, исходя из представленных ООО "Байкальская энергетическая компания" при утверждении Инвестиционной программы и в материалы Тарифного дела Технических условий, выданных потребителям, на подземное подключение к системе теплоснабжения ООО "БЭК".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что как верно указано в обжалуемом решении, дифференциация платы за подключение (технологическое присоединение) по подключаемой мощности или по типу подключения (надземное, подземное) может быть установлена регулирующим органом при наличии к этому оснований, в частности, наличия технических условий на надземное подключение к тепловым сетям, выданным потребителям, подавшим теплоснабжающей организации заявки на надземное подключение в порядке, установленном пунктами 8, 35 Правил подключения, учтенных в инвестиционной программе регулируемой организации.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы об особенностях технологического подключения административного истца и необоснованного исчисления платы за увеличения тепловой нагрузки, а также иные доводы, касающиеся особенностей договорных отношений регулируемой организации и потребителя, не свидетельствуют о неправильном применении судами при разрешении заявленного требования норм материального права. Как правильно отмечено судами при отсутствии императивно установленного законодателем требования отражения в составе тарифа платы за все возможные типы прокладки типовых сетей либо величины тепловой нагрузки тарифный орган, определяя тариф на подключение, проверяют его экономическую обоснованность только в пределах материалов предоставленных в тарифное дело и как установлено судами ООО "Байкальская энергетическая компания" просила определить расходы при подключении исключительно с подземным типом прокладки, данных о наличии потребности определения тарифа относительно иных параметров подключения у тарифного органа не имелось. При таких данных установленный тариф относительно конкретного вида подключения законодательству в сфере теплоснабжения не противоречит.
Вопросы же применения оспариваемого нормативного акта к правоотношениям связанным с определением платы за подключение с иными параметрами, как и экономической составляющей возникших между ООО "Байкальская энергетическая компания" и АО "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" договорных отношений при определении платы за увеличение мощности в части неохваченной регулируемой стоимостью платы за подключение, в рамках настоящего административного дела разрешению не подлежит.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 26 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.