Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В, с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-405/2023 (УИД 19RS0002-01-2023-000051-59) по иску Сагалаковой Варвары Олеговны к Министерству здравоохранения Республики Хакасия, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" об обязании обеспечения медицинскими изделиями, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Хакасия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, полагавшего кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сагалакова Варвара Олеговна (далее по тексту - Сагалакова В.О, истец) обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Хакасия (далее по тексту - Минздрав России по Республике Хакасия, ответчик), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" (далее по тексту - ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ответчик) об обязании выдать медицинские изделия, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом "данные изъяты" группы с детства по заболеванию - "данные изъяты", и с 23 сентября 2022 г. состоит на учете в ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница". Для контроля течения заболевания и обеспечения беспрерывной работы "данные изъяты" ей каждый месяц необходимы "данные изъяты"
Истец указала, что обеспечение данными расходными материалами к "данные изъяты" осуществляются медицинской организацией не в полном объеме, возникают проблемы с выпиской рецептов на лекарственные препараты, что также приводит к причинению ей физических и нравственных страданий.
С учетом изложенного просила возложить на Минздрав России по Республике Хакасия и ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница" обязанность выдать ей медицинские изделия за октябрь 2022 г, в частности "данные изъяты" также просила взыскать с Минздрава России по Республике Хакасия и ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница" в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 12000 рублей, возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 апреля 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 июля 2023 г. решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 10 апреля 2023 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований об обеспечении медицинскими изделиями и взыскании компенсации морального вреда отменено, принято по данному делу новое решение, которым исковые требования в данной части удовлетворены, на Министерство здравоохранения Республики Хакасия возложена обязанность обеспечить Сагалакову В.О. медицинскими изделиями, в частности "данные изъяты" за октябрь 2022 г, с Министерства здравоохранения Республики Хакасия в пользу Сагалаковой В.О. взыскана компенсация морального вреда в размере 12000 рублей, кроме того Сагалаковой В.О. из местного бюджета возвращена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство здравоохранения Республики Хакасия просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 июля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Сагалаковой В.О, прокуратурой Республики Хакасия представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Сагалакова В.О. является инвалидом "данные изъяты" группы с детства по заболеванию "данные изъяты", в связи с чем ей необходимо ежемесячное обеспечение "данные изъяты"
Право Сагалаковой В.О. на получение набора социальных услуг, в том числе медицинских изделий, с 1 января по 31 декабря 2022 г. подтверждено справкой клиентской службой Отделения фонда пенсионного и социального страхования в Железнодорожном районе г. Красноярска.
В связи с переездом на новое место жительства из г. Красноярска Красноярского края в г. Черногорск Республики Хакасия, с 22 сентября 2022 г. Сагалакова В.О. прикреплена к Черногорской межрайонной больнице и с указанной даты состоит на диспансерном учете с диагнозом "данные изъяты"
11 октября 2022 г. Черногорская межрайонная больница направила в Министерство здравоохранения Республики Хакасия ходатайство об обеспечении Сагалаковой В.О. расходными материалами к "данные изъяты"
По результатам рассмотрения данного ходатайства рабочей группой Министерства здравоохранения Республики Хакасия 14 октября 2022 г. принято решение об отказе в обеспечении расходными материалами "данные изъяты" за счет бюджетных средств, ввиду отсутствия федеральной льготы у Сагалаковой В.О, так как на указанную дату она отсутствовала в региональном сегменте федерального регистра льготников.
20 октября 2022 г. Сагалакова В.О. обратилась в клиентскую службу в г.Черногорске ОСФР по Республике Хакасия с заявлением о запросе выплатного дела из г. Красноярска в связи с переездом на постоянное место жительства в г.Черногорск.
24 октября 2022 г. выплатное дело поступило в электронном виде, 25 октября 2022 г. произведена постановка Сагалаковой В.О. на учет.
Решением рабочей группы Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 15 ноября 2022 г. Сагалакова В.О. обеспечена расходным материалами "данные изъяты"
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что у ответчиков отсутствовали законные основания для обеспечения Сагалаковой В.О. расходными материалами в октябре 2022 г, поскольку на тот момент она не была включена в региональный сегмент Федерального регистра, и следовательно, не была подтверждена федеральная льгота на получение медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, указав, что она была включена в Федеральный регистр и имела гарантированное государством право на получение указанных медицинских изделий в составе набора социальных услуг, не установлено факта получения Сагалаковой В.О. "данные изъяты" в г. Красноярске за октябрь 2022 г, при том, что данными медицинскими изделиями за указанный период она не была обеспечена и на территории Республики Хакасия, в связи с чем Министерство здравоохранения Республики Хакасия должно было обеспечить ее необходимыми лекарственными средствами и медицинскими изделиями и за октябрь 2022 г.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5 статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, где в пункте 5 части 1 данной статьи предусмотрено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, к которым относится сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), в статье 6.1 которого перечислены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год (части 1 и 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Частями 1 и 3 статьи 6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, социальных доплат к пенсии, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и порядок ведения указанного Федерального регистра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2004 г. N 143 определен орган, осуществляющий ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ведение Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, содержащего сведения об адресе места жительства, места пребывания или места фактического проживания гражданина (пункт 5 части 1 статьи 44.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение региональных сегментов Федерального регистра граждан и своевременное представление сведений, содержащихся в них, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 44.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1656 утверждены Правила ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам "с", "т" пункта 11 названных Правил Федеральный регистр содержит, в том числе информацию о включении сведений о гражданине в федеральные регистры, предусмотренные частью 2.1 статьи 43, частями 4 и 8 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в целях обеспечения его лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сведения о наличии (отсутствии) у гражданина права на получение социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в текущем году.
Сведения, размещенные в региональных сегментах Федерального регистра, автоматически в режиме реального времени включаются в федеральный сегмент Федерального регистра.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 июня 2009 г. N 260, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан, включая вопросы организации оказания медицинской помощи лекарственного обеспечения. К полномочиям Министерства относится обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, в том числе утверждение порядка отбора аптечных организаций, имеющих право на отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи ведение регионального сегмента Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (пункты 4.4.3, 4.5.22).
Согласно пункту 9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г. периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг, периодом предоставления ему набора социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В абзаце втором пункта 20 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан указано, что в случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства, такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия или специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца.
В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр), сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения.
Сведения о количестве назначенных и отпущенных пациенту или его законному представителю в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта лекарственных препаратах, медицинских изделиях или специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов вносятся в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" (далее по тексту - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводов кассационной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку Сагалакова В.О. является инвалидом "данные изъяты" группы с детства по заболеванию "данные изъяты", ее право Сагалаковой В.О. на получение набора социальных услуг в том числе медицинских изделий с 1 января по 31 декабря 2022 г. подтверждено справкой клиентской службой Отделения фонда пенсионного и социального страхования в Железнодорожном районе г. Красноярска, при этом в связи с переездом с 22 сентября 2022 г. она была прикреплена к ГБУЗ Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница", состоит с 22 сентября 2022 г. на диспансерном учете с диагнозом "данные изъяты" соответственно сведения о ней подлежали включению в региональный сегмент Федерального регистра после прикрепления в связи с переездом к больнице и несвоевременное включение её в региональный сегмент Федерального регистра не должно нарушать ее права, одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, в числе таких гарантий - бесплатное обеспечение лиц, страдающих определенными заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств медицинскими изделиями, тогда как непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми медицинскими изделиями противоречит сути предусмотренных законом гарантий, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы со ссылкой на подачу истцом заявлением о включении в региональный сегмент Федерального регистра 20 октября 2022 г, поскольку сведения о ней подлежали включению в региональный сегмент Федерального регистра после прикрепления в связи с переездом к больнице и отсутствие ее заявления не должно ограничивать право на обеспечение необходимыми по состоянию здоровья медицинскими изделиями, тогда как право на получение набора социальных услуг установлено истцу на весь 2022 г, переезд на новое место жительства не является основанием для приостановления или прекращения предоставления набора социальных услуг.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Министерства здравоохранения Республики Хакасия, изложенную в ходе рассмотрения дела, связаны с несогласием с выводами суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований, однако им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией ответчика Министерства здравоохранения Республики Хакасия, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 13 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.