Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1191/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-001056-90) по иску Зайцевой Ирины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Зайцевой Ирины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зайцева Ирина Николаевна (далее - Зайцева И.Н, истец) обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее - ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области N от 30 января 2023 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности. С данным решением Зайцева И.Н. не согласна, поскольку с 13 сентября 2000 г. она была принята в МУСПДП (детский социальный приют) на должность социального работника, 1 февраля 2001 г. переведена на должность инструктора по труду, с того времени ее трудовая функция не менялась, работа также связана с детьми.
С учетом уточнения исковых требований истец просила признать незаконным решение Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области от 30 января 2023 г. в части невключения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы с 17 апреля 2020 г, включить период работы с 17 апреля 2020 г. до даты обращения в пенсионный орган в должности инструктора по труду в ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района" в льготный стаж, обязать ответчика назначить пенсию досрочно с 1 января 2022 г.
Решением Кировского районного суд г. Томска от 02 мая 2023 г. исковые требования Зайцевой И.Н. удовлетворены частично; признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области N от 30 января 2023 г. в части исключения из специального стажа в связи с педагогической деятельностью периода с 17 апреля 2020 г. по 15 апреля 2021 г, с 17 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
Включены в специальный страховой стаж Зайцевой Ирины Николаевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района" в должности инструктора по труду с 17 апреля 2020 г. по 15 апреля 2021 г, с 17 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 августа 2023 г. решение Кировского районного суд г. Томска от 02 мая 2023 г. отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Зайцевой И.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 августа 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного, оставлении в силе решения Кировского районного суда г. Томска от 2 мая 2023 г.
Кассатор указывает на то, что основными видами деятельности учреждения, в котором истец работала в спорный период, являлись: деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая, образование дошкольное, образование дополнительное детей и взрослых; учреждение имеет лицензию на ведение образовательной деятельности и оказывает педагогические услуги семьям с детьми.
По мнению Зайцевой И.Н. материалами дела нашло свое подтверждение осуществление ею в спорный период педагогической деятельности.
Также кассатор указывает на то, что трудовая деятельность осуществлялось ею в спорный период в должности и в учреждении указанных в пункте 11 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2023 г. в удовлетворении ходатайства Зайцевой И.Н. об участии в судебном заседании, назначенном на 7 декабря 2023 г. было отказано.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Зайцева И.Н. 26 октября 2022 г. обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Томском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области N от 30 января 2023 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности, в специальный стаж: не зачтены периоды работы Зайцевой И.Н. в должности инструктора по труду в ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям" с 17 апреля 2020 г. по 15 апреля 2021 г, с 17 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г, поскольку работа протекала в учреждении, не предусмотренном Списком.
Согласно сведениям пенсионного органа Зайцева И.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 18 августа 1998 г.
Как следует из трудовой книжки Зайцевой И.Н. 13 сентября 2000 г. она принята социальным работником в МУСПДП (детский соц. приют); 1 февраля 2001 г. переведена инструктором по труду, работает по настоящее время. Трудовая книжка содержит сведения о переименованиях учреждения.
Из справок ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района", уточняющих льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, N от 06 июля 2021 N от 10 февраля 2023 г, N от 28 февраля 2023 г. следует, что Зайцева И.Н. работает в должности инструктора по труду с 01 февраля 2001 г. по настоящее время. Учреждение было переименовано с 12 мая 1998 г. в МУ "Социальный приют для детей и подростков Томского района", с 24 января 2005 г. в ОГУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Томского района", с 05 марта 2011 г. в ОГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Томского района", с 17 апреля 2020 г. ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района".
Из должностной инструкции инструктора по труду от 11 января 2021 г. следует, что инструктор по труду относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников первого квалификационного уровня. Основной функцией является формирование трудовых умений и навыков у воспитанников, организация практического применения полученных знаний.
Согласно уставу ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района", утвержденному распоряжением Департамента по вопросам семьи и детей Томской области N2166-p от 7 апреля 2020 г, одним из основных видов деятельности учреждения является предоставление конкретных видов социально-педагогических услуг.
В соответствии с уставом ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района", утвержденным распоряжением Департамента по вопросам семьи и детей Томской области N166-р от 7 апреля 2020 г, деятельность учреждения направлена на оказание семьям, детям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении и социального и материального положения, а также психологического статуса, оказание социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Также из материалов дела следует, что 6 июня 2017 г. ОГКУ "СРЦН Томского района" выдана лицензия на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ: (общее образование (уровень образование - дошкольное образование)), дополнительное образование (подвид - дополнительное образование детей и взрослых).
Из материалов дела следует, что периоды работы истца с 17 апреля 2020 г. отражены в сведениях индивидуального персонифицированного учёта в отношении Зайцевой И.Н. без указания льготных условий труда.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании", Постановления Правительства Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принимая во внимание предназначение учреждения, характер трудовой деятельности истца, работавшей в должности инструктора по труду, что также предусмотрено соответствующими Списками, суд первой инстанции пришел к выводу о выполнении истцом педагогической деятельности в периоды с 17 апреля 2020 г. по 15 апреля 2021 г, с 17 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. и далее до даты подачи заявления с 1 января 2022 г. по 25 октября 2022 г. и наличии правовых оснований для признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области N от 30 января 2023 г. в части исключения из специального стажа в связи с педагогической деятельностью периода с 17 апреля 2020 г. по 15 апреля 2021 г, с 17 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. и включении в специальный страховой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанных периодов работы в ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района".
Принимая во внимание, что с учетом бесспорного специального стажа истца и включением в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов, необходимый стаж выработан истцом в 2022 г. и на дату обращения, с учетом переходных положений, не наступил срок назначения пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить Зайцевой И.Н. страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и противоречащими установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что учреждение, в котором работала истец в спорные периоды, не является специализированным учреждением для несовершеннолетних, указанным в Списке 29 октября 2002 г. N781, работодатель в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица не указывал условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а также сослался на то, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что круг обслуживаемых лиц в Центре социальной помощи семье и детям шире, чем в учреждениях, предусмотренных списком, при этом право на досрочную пенсию предоставляется только лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что предусмотренных законом оснований для признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области N от 30 января 2023 г. в части исключения из специального стажа истца в связи с педагогической деятельностью периода с 17 апреля 2020 г. по 15 апреля 2021 г, с 17 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г, включения в специальный страховой стаж Зайцевой И.Н, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", спорных периодов работы истца в ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района" в должности инструктора по труду у суда первой инстанции не имелось, в данной части решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска Зайцевой И.Н. в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 года N781, подлежащего применению к периоду работы Зайцевой И.Н. в ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района" предусмотрена должность инструктора по труду, в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждения" этого же списка в качестве учреждений социального обслуживания в числе прочих названы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 года N 781).
Пунктом 11 Правил от 29 октября 2002 года N781, в частности, предусмотрено, что работа в должности инструктора по труду засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Раздел "Наименование учреждений" Списка конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытое в федеральных законах понятие "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, законодатель связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лишь с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения отдельных категорий работников, занятых определенной профессиональной деятельностью, и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 514-О, от 29 мая 2014 года N1112-О, от 23 июня 2015 года N1272-О).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в спорные периоды истец осуществляла трудовую деятельность в учреждении социального обслуживания, не указанном в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы отражены без указания льготных условий труда, в отсутствии доказательств свидетельствующих о выполнении истцом в спорные периоды трудовой деятельности, дающей право на назначение страховой пенсии оп старости досрочно в соответствии с указанным истцом основанием, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии необходимых условий для включения в специальный страховой стаж Зайцевой И.Н, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в ОГКУ "Центр социальной помощи семье и детям Томского района" в должности инструктора по труду с 17 апреля 2020 г. по 15 апреля 2021 г, с 17 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.
Доводы кассатора о том, что фактически истцом в спорные периоды осуществлялась образовательная деятельность в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и в учреждении социального обслуживания, предусмотренном разделом "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, подлежат отклонению, поскольку Центр социальной помощи семье и детям как вид учреждения не указан в соответствующем разделе вышеуказанного Списка. При этом возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодатель связывает с наличием совокупности обстоятельств, в том числе выполнение педагогической деятельности в соответствующих должности и учреждении, указанных в Списке. Судом апелляционной инстанции установлено, что достоверных доказательств, подтверждающих наличие совокупности указанных обстоятельств, истцом не представлено.
Кроме того, работодателем представлены сведения в пенсионный орган о выполнении истцом в спорные периоды трудовой деятельности без указания на льготный характер условий труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при сборе и оценке доказательств, судом допущено не было.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного постановления, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судом нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда.
Суд кассационной инстанции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения принятого по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 августа 2023 г. отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 8 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зайцевой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.