Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Баера Е.А., Репринцевой Н.Ю., при участии прокурора Рубана А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 77RS0002-02-2022-009797-54 по иску Иркутского транспортного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности обеспечить безопасность движения железнодорожного транспорта, по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2023 г., заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав пояснения представителя акционерного общества "Российские железные дороги" Барашовой П.Г., поддержавшей доводы жалобы, а также прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В., возражавшего против доводов жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иркутский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о возложении обязанности обеспечить безопасность движения железнодорожного транспорта.
Требования мотивированы тем, что Иркутской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения владельцами транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД". В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, регулирующего обслуживание и эксплуатацию искусственных сооружений. На обслуживании Дистанции инженерных сооружений территории имеются искусственные сооружения (мосты), чьё техническое состояние не отвечает действующим требованиям законодательства о безопасности движения.
Для организации исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта в части эксплуатации и ремонта мостов ОАО "РЖД" издано распоряжение от 2 октября 2020 г. N 2193/р "Об утверждении Инструкции по содержанию искусственных сооружений".
Согласно абзацу 2 раздела 3 Инструкции большим мостом является мост длиной более 100 м.
Мост, расположенный на 5 138 км Восточно-Сибирской железной дороги, находящейся на территории обслуживания Дистанции инженерных сооружений, имеет длину более 150 м, соответственно, подпадает под категорию больших мостов.
Обследование подводной части опор больших и средних мостов производится водолазной станцией не реже одного раза в 10 лет. После ремонта подводной части опор больших и средних мостов проводится внеплановое обследование с соответствующим пересмотром периодичности. Вместе с тем, в нарушение установленных требований 30 декабря 2015 г. заместителем начальника службы пути С.М.А. утверждён перечень мостов, подлежащих обследованию подводной части опор железнодорожных мостов Восточно-Сибирской инфраструктуры силами водолазной обследовательской станции (до 2025 года), в который мост на 5 138 км ВСЖД не включён.
Учитывая, что мост через реку Китой, расположенный на 5 138 км ВСЖД, относится к категории больших мостов и имеет водные опоры, невключение его в график обследования и непроведение своевременного осмотра опор с привлечение водолазной станции напрямую влияет на безопасность движения железнодорожного транспорта, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Истец просил обязать ответчика провести обследование подводной части опор моста, расположенного на 5 138 км Восточно-Сибирской железной дороги, и включить его в перечень мостов, подлежащих обследованию силами водолазной обследовательской станции подводной части опор железнодорожных мостов Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2022 г. исковые требования Иркутского транспортного прокурора удовлетворены.
На ОАО "РЖД" возложена обязанность в срок до 8 ноября 2023 г. провести обследование подводной части опор моста, расположенного на 5138 км Восточно-Сибирской железной дороги, и включить его в перечень мостов, подлежащих обследованию подводной части опор железнодорожных мостов Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры силами водолазной обследовательской станции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 февраля 2023 г. решение суда от 7 ноября 2022 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Иркутского транспортного прокурора, заявленных в интересах неопределённого круга лиц, отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июня 2023 г. апелляционное определение от 8 февраля 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" в лице представителя Барашовой П.Г. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что закон не устанавливает обязанность заявителя проводить обследование подводной части опор мостов силами водолазной обследовательской станции. Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих ненадлежащее техническое состояние железнодорожного моста, при этом в материалы дела представлены доказательства выполнения обязанности по содержанию заявителем железнодорожного моста. Ссылается на неисполнимость принятого решения ввиду невозможности погружения водолазов при низком уровне воды.
Относительно доводов кассационной жалобы и.о. транспортного прокурора Иркутской транспортной прокуратуры принесены возражения.
Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции выслушаны пояснения представителя акционерного общества "Российские железные дороги" Барашовой П.Г, поддержавшей доводы жалобы, и прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего против доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в состав транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта в границах Иркутского региона Восточно-Сибирской железной дороги входит мост, расположенный на 5 138 км Восточно-Сибирской железной дороги.
Данный мост не был включен ОАО "РЖД" в Перечень мостов, подлежащих обследованию подводной части опор железнодорожных мостов Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры силами водолазной обследовательской станции.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, прокурор указал, что мост через реку Китой, расположенный на 5 138 км Восточно-Сибирской железной дороги, относится к категории больших мостов, соответственно в соответствии с установленными требованиями подводные части его опор подлежат обследованию силами водолазной обследовательской станции не реже одного раза в 10 лет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", Методическими рекомендациями по содержанию искусственных сооружений в области железнодорожного транспорта, утверждёнными распоряжением Минтранса России от 16.11.2021 N ВТ-23 5-р, пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и технических норм.
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по содержанию искусственных сооружений в области железнодорожного транспорта, утверждённых распоряжением Минтранса России от 16.11.2021 N ВТ-235-р, большой мост - мост полной длиной более 100 метров.
Пунктом 34 названных Методических рекомендаций предусмотрено, что обследование подводной части опор больших и средних мостов производится водолазной станцией не реже одного раза в 10 лет. После ремонта подводной части опор больших и средних мостов проводится внеплановое обследование с соответствующим пересмотром периодичности.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.10.2020 N 2193/р утверждена Инструкции по содержанию искусственных сооружений, пунктом 5.1 которой предусмотрено, что за всеми искусственными сооружениями на протяжении всего периода их эксплуатации должен проводиться систематический контроль технического состояния, включающий: осмотры, осуществляемые работниками, назначенными к обходу; текущие осмотры; периодические осмотры; обследования, испытания и специальные наблюдения.
В соответствии с пунктом 5.21 указанной Инструкции сетевые мостоиспытательные, водолазная и тоннельные станции проводят плановые обследования сооружений по перечню, утвержденному Центральной дирекцией инфраструктуры. Обследование сооружений, не вошедших в утвержденный перечень, допускается с корректировкой годового плана работ.
Обследование подводной части опор больших и средних мостов производится водолазной станцией не реже одного раза в 10 лет. После ремонта подводной части опор больших и средних мостов проводится внеплановое обследование с соответствующим пересмотром периодичности.
Таким образом, законом и положениями локальных нормативных актов предусмотрены плановые обследования искусственных сооружений, в том числе опор больших и средних мостов водолазной станцией не реже одного раза в 10 лет, по перечню, утвержденному Центральной дирекцией инфраструктуры, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными по существу выводы судов, изложенные в решении суда первой инстанции и апелляционном определении.
Довод кассационной жалобы о том, что закон не устанавливает обязанность ОАО "РЖД" проводить обследование подводной части опор мостов силами водолазной обследовательской станции, и судебные акты основаны на положениях Методических рекомендаций по содержанию искусственных сооружений в области железнодорожного транспорта, утверждённых распоряжением Минтранса России от 16.11.2021 N ВТ-235-р и Инструкции по содержанию искусственных сооружений, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 02.10.2020 N 2193/р, которые не являются нормативными правовыми актами, не служит основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Названные акты, действительно, являются локальными ведомственными нормативными актами, которые не был опубликованы, а также зарегистрированы в Минюсте России, в связи с чем не могут быть отнесены к нормативным правовым актам, обязательным к применению в отношении неопределенного круга лиц. Вместе с тем, указанные акты приняты соответствующими ведомствами, осуществляющими деятельность по эксплуатации железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений и устройств, а также по организации и контролю за осуществлением такой деятельности, с целью соблюдения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и технических норм, в связи с чем правила, установленные данными актами, подлежат соблюдению лицами, которыми они адресованы, в частности ОАО "РЖД".
30 мая 2023 года приказом Минтранса России N 199 установлен Порядок и периодичность обследования железнодорожных мостов и железнодорожных тоннелей, по которым осуществляется движение железнодорожного подвижного состава, на предмет их содержания в надлежащем техническом состоянии, который зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2023 года N 74054, является нормативным правовым актом, обязательным для применения, однако установлено, что данный приказ вступает в силу с 1 марта 2024 года, т.е. не действовал на момент разрешения судом требований, заявленных прокурором, в связи с чем суды обоснованно приняли во внимание положения локальных нормативных актов, регулирующих указанные вопросы, до установления соответствующего правового регулирования.
Ссылка ответчика в кассационной жалобе, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих ненадлежащее техническое состояние железнодорожного моста реку Китой, расположенного на 5 138 км Восточно- Сибирской железной дороги, не влечет иные выводы по существу заявленных требований, принимая во внимание, что судом не устанавливался факт ненадлежащего состояния указанного мостового сооружения, а установлена обязанность ответчика по осуществлению мероприятий по контролю за состоянием опор моста с целью недопущения его ненадлежащего технического состояния.
Давая оценку доводам стороны ответчика в указанной части, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что представленные ответчиком суду апелляционной инстанции доказательства обследования железнодорожного моста силами ОАО "РЖД" не подтверждают исполнение и не освобождают ОАО "РЖД" от исполнения вышеназванных рекомендаций, предписывающих необходимость обследования подводной части опор больших и средних мостов водолазной станцией не реже раза в 10 лет.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Судами не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.