Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
Судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1970/2022 (УИД 70RS0001-01-2022-002678-58) по иску Зыковой Ларисы Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области об установлении факта принадлежности документов, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зыкова Л.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее ОПФР по Томской области) (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, далее - ОСФР по Томской области, Пенсионный фонд), в котором просила суд:
установить факт принадлежности трудовой книжки, заполненной 23 февраля 1988 г. серии AT-V N; архивной справки от 27 сентября 2021 г. N, выданной архивным отделом администрации г. Томска; архивной справки от 27 сентября 2021 г. N, выданной архивным отделом администрации г. Томска;
включить в страховой стаж период работы с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. в должности кладовщика у ИП Храмцова О.В.;
обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области назначить страховую пенсию с 8 декабря 2021 г.
В обоснование исковых требований Зыкова Л.В. ссылалась на то, что решением ОПФР по Томской области от 23 марта 2022 г. N ей отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента.
С данным решением Зыкова Л.В. не согласна, поскольку она предоставляла трудовую книжку и архивные справки, которые Пенсионным фондом во внимание не приняты, так как при первоначальном заполнении её трудовой книжки в ней был указан лишь год её рождения без даты и месяца рождения, а в архивных справках от 27 сентября 2021 г. N, от 27 сентября 2021 г. N также не указана полная дата её рождения, и не расшифрованы её инициалы. Между тем, указанные документы подтверждают наличие у неё необходимого для назначения пенсии стажа.
Зыкова Л.В. считает, что в страховой стаж незаконно не засчитан период её работы с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. в должности кладовщика у ИП Хромцова О.В.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 26 октября 2022 г. иск удовлетворён частично. Установлен факт принадлежности Зыковой Л.В. трудовой книжки, заполненной 23 февраля 1988г. серии AT-V N на имя Зыковой Л.В.; архивной справки от 27 сентября 2021 г. N, выданной архивным отделом администрации г. Томска, архивной справки от 27 сентября 2021 г. N, выданной архивным отделом администрации г. Томска.
В остальной части исковые требования Зыковой Л.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 августа 2023 г. решение Кировского районного суда г. Томска от 26 октября 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Зыковой Л.В. к ОСФР по Томской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Принято новое решение, которым исковые требования Зыковой Л.В. к ОСФР по Томской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости удовлетворены.
В страховой стаж Зыковой Л.В. включён период работы с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. в должности кладовщика у ИП Хромцова О.В.
ОСФР по Томской области обязано назначить Зыковой Л.В. страховую пенсию по старости с 8 декабря 2021 г.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Томской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 августа 2023 г, в части возложения на ОСФР по Томской области обязанности назначить Зыковой Л.В. страховую пенсию по старости с 8 декабря 2021 г, указывая на то, что у Зыковой Л.В. не возникло право на назначение страховой пенсии по старости в связи с тем, что у неё отсутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2021 году должен быть не ниже 21, в то время как индивидуальный пенсионный коэффициент у Зыковой Л.В. составляет 16, 697.
ОСФР по Томской области не согласно с выводами суда апелляционной инстанции о том, что индивидуальный пенсионный коэффициент у истца составляет 21, 985, со ссылкой на то, что в отсутствие сведений страхователя о размере заработной платы застрахованного лица, а также сведений об уплаченных или начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, расчёт индивидуального пенсионного коэффициента может быть произведён исходя из установленного законом минимального размера оплаты труда, поскольку возможность расчёта размера индивидуального пенсионного коэффициента исходя из минимального размера оплаты труда в отсутствие сведений о размере заработной платы застрахованного лица, а также сведений о начисленных или уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
По мнению кассатора, ссылка суда апелляционной инстанции на расчёт Отделения о размере индивидуального пенсионного коэффициента Зыковой Л.В. с учётом страховых взносов, подлежащих начислению и уплате в Социальный фонд России исходя из минимального размера оплаты труда, установленного в период времени с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г, является необоснованной, поскольку указанный расчёт был выполнен Отделением исключительно по настоятельному требованию суда, с указанием в самом расчёте на то, что он является незаконным.
Также, ОСФР по Томской области не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что наличие вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Томска от 19 апреля 2023 о возложении на МП Храмцова О.В. обязанности рассчитать и произвести отчисление страховых взносов на Зыкову Л.В. за период 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. позволяет Отделению в порядке выполнения функции контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений принять необходимые меры для выполнения ИП Храмцовым О.В. обязанности, возложенной на него судебным решением.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Зыкова Л.В, представитель ответчика ОСФР по Томской области, третье лицо Храмцов О.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция Зыковой Л.В, ОСФР по Томской области получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N судебная корреспонденция, направленная в адрес Храмцова О.В, возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.
Согласно пункту 1 статьи 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несёт адресат (пункт 67).
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства (регистрации) корреспонденцией является риском самого гражданина, а все неблагоприятные последствия такого бездействия несёт само лицо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьёй 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаёт судебное извещение доставленным Храмцову О.В, и считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зыкова Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 29 ноября 2021 г. обратилась в ОПФР по Томской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с достижением пенсионного возраста.
Решением ОПФР по Томской области от 23 марта 2022 г. N Зыковой Л.В. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа, поскольку её стаж составляет 6 лет, 1 месяц, 29 дней, и отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее также - ИПК), который определён пенсионным органом в размере 16, 697.
Согласно решению, пенсионный орган отказал включить периоды работы, отражённые в трудовой книжке, поскольку титульный лист трудовой книжки на имя Зыковой Л.В. заполнен с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Также не принял во внимание архивные справки N от 27 сентября 2021 г, N от 27 сентября 2021 г, выданные Архивным отделом при администрации города Томска, так как инициалы не расшифрованы, дата рождения отсутствует.
В страховой стаж истца не был включён период её работы у ИП Храмцова О.В. с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. в должности кладовщика, поскольку выписка из индивидуального лицевого счёта истца не содержит сведений о факте работы и производимых отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Зыковой Л.В. об установлении факта принадлежности трудовой книжки АТ N, заполненной 23 февраля 1988г. серии AT-V N на имя Зыковой Л.В.; архивной справки от 27 сентября 2021 г. N, выданной архивным отделом администрации г. Томска, архивной справки от 27 сентября 2021 г. N, выданной архивным отделом администрации г. Томска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что факт принадлежности трудовой книжки и архивных справок истцу подтверждается совокупностью доказательств по делу, а также фактом их нахождения у истца.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки кассационного суда общей юрисдикции.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периодов работы Зыковой Л.В. у ИП Храмцова О.В. в должности кладовщика с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г, назначении страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что в выписке из индивидуального лицевого счёта истца отсутствуют сведения о спорном периоде работы, страховые взносы ИП Храмцовым О.В. в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались.
Поскольку Зыкова Л.В. не достигла возраста 60 лет, не имеет требуемой продолжительности страхового стажа (12 лет), не имеет требуемую величину ИПК (не ниже 21), суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости с 8 декабря 2021 г.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Зыковой Л.В. о включении в страховой стаж периода работы у ИП Храмцова О.В, назначения страховой пенсии по старости с 8 декабря 2021 г, и принимая в указанной части новое решение об удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что факт работы истца у ИП Храмцова О.В. подтверждается трудовой книжкой, регистрация Храмцова О.В. в качестве индивидуального предпринимателя подтверждена сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Также суд апелляционной инстанции принял во внимание решение Кировского районного суда г. Томска от 19 апреля 2023 г, вступившее в законную силу 27 мая 2023 г, которым установлено, что истец работала у ИП Храмцова О.В. с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. Указанным решением суда на ИП Храмцова О.В. возложена обязанность рассчитать и произвести отчисление страховых взносов за Зыкову Л.В. за период с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению, так и по уплате страховых взносов не может влиять на пенсионные права гражданина, повлечь для него неблагоприятные последствия и служить основанием к невключению в страховой стаж периодов работы, за которые работодателем не были начислены и выплачены страховые взносы.
Удовлетворяя требования Зыковой Л.В. о назначении страховой пенсии по старости с 8 декабря 2021 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с учётом периодов работы, зачтённых пенсионным органом в бесспорном порядке, и периода работы у ИП Храмцова Л.В. страховой стаж составил более 12 лет, суммарная величина ИПК Зыковой Л.В. с учётом страховых взносов, начисленных и подлежащих уплате в Социальный фонд России с учётом минимального размера оплаты труда установленного в период времени с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. по представленному ответчиком расчёту составляет 21, 985, в связи с чем Зыкова Л.В. имеет право на назначение страховой пенсии по старости, с учётом части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", при достижении возраста 56, 5 лет, которого она достигла 8 декабря 2021 г.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований Зыковой Л.В. о возложении на ОСФР по Томской области обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 8 декабря 2021 г. по доводам кассационной жалобы и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции в указанной части соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") вести учёт начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчётность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; нормы данного Закона далее приведены в редакции, действовавшей на день обращения Зыковой Л.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 29 ноября 2021 г.).
В статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счёт средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 названного Федерального закона).
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Из приведённого правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путём внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на день обращения Зыковой Л.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 29 ноября 2021 г.).
В числе таких условий, исходя из положений статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствующие возраст гражданина, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Зыкова Л.В. вправе претендовать на назначение пенсии с возраста 56, 5 лет, так как пенсионного возраста по ранее действующему законодательству она достигла в 2020 году, данный возраст подлежит увеличению на 24 месяца согласно приложению 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но снижается на 6 месяцев в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона.
Согласно приложению 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" общий стаж, необходимый для назначения женщине пенсии по старости в 2021 году, составляет 12 лет.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С учётом указанной нормы индивидуальный пенсионный коэффициент женщин, которые вправе получить пенсию по старости в 2021 году, составляет 21.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Статьёй 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования"; здесь и далее нормы названного Закона приведены в редакции, действовавшей на дату обращения Зыковой Л.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 29 ноября 2021 г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учёта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о дате приёма на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчётного периода) или дате заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дате увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дате прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
В части 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счёте, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счёт в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Из приведённых нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определённых условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, которые используются в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Зыкова Л.В. зарегистрирована в системе индивидуального персонифицированного учёта 28 февраля 2019 г, спорный период работы истца у ИП Храмцова О.В. имел место до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. В сведения индивидуального лицевого счёта данные о работе у ИП Храмцова О.В. не внесены.
Единственной причиной, по которой ответчик отказал во включении в страховой стаж Зыковой Л.В. спорного периода, явился факт неуплаты ИП Храмцовым О.В. страховых взносов.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Томска от 19 апреля 2023 г, на ИП Храмцова О.В. возложена обязанность рассчитать и произвести отчисление страховых взносов за Зыкову Л.В. за период с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, пришёл к правильному выводу о том, что неуплата ИП Храмцовым О.В. страховых взносов за истца за период её работы с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г, не может служить основанием для отказа во включении спорного периода в страховой стаж, поскольку на Зыкову Л.В. как на работника не могут быть возложены правовые последствия невыполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с правилами назначения страховых пенсий.
Доводы кассационной жалобы о том, что у истца отсутствует право на назначение страховой пенсии по старости с 8 декабря 2021 г, поскольку величина индивидуального пенсионного коэффициента равна 16, 697, возможность расчёта величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из минимального размера оплаты труда в отсутствие сведений о размере заработной платы застрахованного лица, а также сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование Федерльным законом "О страховых пенсиях" не предусмотрена, отмену апелляционного определения не влекут.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется, в том числе, и исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учётом суммы расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путём сложения части расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Установив, что за период работы истца у ИП Храмцова О.В. работодателем не были представлены сведения о размере заработка истца, не были начислены и уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, вступившим в законную силу решением суда установлена обязанность работодателя рассчитать и перечислить страховые взносы за Зыкову Л.В, однако указанная обязанность работодателем не исполнена, принимая во внимание, что величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды трудовой деятельности после 1 февраля 2022 г. напрямую зависит от размера отчисления страховых взносов в Фонд на страховую пенсию по старости, с учётом того, что ИП Храмцов О.В. не представил каких-либо возражений относительно того, что истец в период работы с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. выполняла норму рабочего времени, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что при установленных обстоятельствах возможно при расчёте страховых взносов за спорный период работы истца исходить из величины минимального размера оплаты труда, поскольку в соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Ненадлежащее исполнение работодателем обязанности рассчитать и перечислить страховые взносы влечёт нарушение прав истца на получение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание представленный ОСФР по Томской области по запросу суда расчёт индивидуального пенсионного коэффициента Зыковой Л.В. с учётом решения Кировского районного суда г. Томска от 19 апреля 2023 г. и периода основной работы истца с 2 февраля 2011 г. по 22 сентября 2017 г. в должности кладовщика у ИП Храмцова О.В, исходя из размера страховых взносов, подлежащих уплате с учётом минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующий период времени.
Исходя из указанного расчёта суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент Зыковой Л.В. по состоянию на дату её обращения в пенсионный орган, определённый по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемому в отношении страхового стажа истца до 31 декабря 2014 г, а также положений Федерального закона "О страховых пенсиях", применяемых в отношении периодов работы с 1 января 2015 г, составил 21, 985.
Поскольку Зыкова Л.В. обратилась за назначением пенсии 29 ноября 2021 г, на дату обращения за назначением пенсии имела требуемую в 2021 году продолжительность страхового стажа 12 лет, величину ИПК не ниже 21, возраста 56, 5 лет достигла 8 декабря 2021 г, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Зыкова Л.В. имеет право на назначение страховой пенсии по старости с 8 декабря 2021 г, так как все необходимые для этого условия назначения пенсии имелись.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемого апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта судом апелляционной инстанции, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение апелляционного определения по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.