Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1772/2023 (УИД 22RS0068-01-2022-008353-82) по иску Оборовской Светланы Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Оборовской Светланы Анатольевны на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Оборовская Светлана Анатольевна (далее - Оборовская С.А, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОПФР по Алтайскому краю, ответчик, пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований указывала на то, что 8 июля 2021 г. Оборовская С.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе от 20 июля 2021 г. N 7/134 Оборовской С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
20 апреля 2022 г. истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) от 28 апреля 2022 г. N230622/22 Оборовской С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В стаж Оборовской С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не зачитаны периоды ее работы: с 15 августа 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в должности старшей пионервожатой в Колосовской неполной средней школе; с 1 сентября 1999 г. по 31 марта 2000 г. в должности учителя в Колосовской неполной средней школе. В периоды с 5 декабря 1994 г. по 21 декабря 1994 г, с 1 октября 1995 г. по 31 мая 1996 г, с 1 сентября 1996 г. по 31 мая 1997 г, с 1 сентября 1999 г. по 31 мая 2000 г. истец фактически вела педагогическую деятельность в должности учителя Колосовской неполной средней школы. Данные периоды также подлежат включению в специальный стаж. С учетом спорных периодов работы, пенсия истцу должна быть назначена с 13 июня 2022 г.
Оборовская С.А. просила суд признать незаконными решения УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе от 20 июля 2021 г. N 7/134 и ОПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) от 28 апреля 2022 г. N230622/22; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы: с 15 августа 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в должности старшей пионервожатой в Колосовской неполной средней школе; с 5 декабря 1994 г. по 21 декабря 1994 г, с 1 октября 1995 г. по 31 мая 1996 г, с 1 сентября 1996 г. по 31 мая 1997 г, с 1 сентября 1999 г. по 31 мая 2000 г. в должности учителя в Колосовской неполной средней школе; назначить и выплачивать истцу досрочно страховую пенсию по старости с 13 июня 2022 г.; взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 января 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Алтайскому краю на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю).
Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 января 2023 г. дело передано для рассмотрения по подсудности в Рубцовский районный суд Алтайского края.
Определением Рубцовского районного суда Алтайского края от 7 марта 2023 г. дело передано для рассмотрения по подсудности в Рубцовский городской суд Алтайского края.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 июля 2023 г. исковые требования Оборовской С.А. удовлетворены частично. На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в стаж Оборовской С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 5 декабря 1994 г. по 21 декабря 1994 г, с 1 октября 1995 г. по 31 мая 1996 г, с 1 сентября 1996 г. по 31 мая 1997 г, с 1 сентября 1999 г. по 31 марта 2000 г. в Колосовской неполной средней школе. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 июля 2023 г. отменено в части отказа во включении в страховой стаж Оборовской С.А. периода работы с 12 октября 1992 г. по 31 мая 1993 г, включив в страховой стаж для досрочного назначения пенсии период работы с 12 октября 1992 г. по 31 мая 1993 г. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Оборовская С.А. просит об отмене судебных актов как незаконных, просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Оборовская С.А, представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 8 июля 2021 г. Оборовская С.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Рубцовске и Рубцовском районе от 20 июля 2021 г. N 7/134 Оборовской С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
20 апреля 2022 г. истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) от 28 апреля 2022 г. N230622/22 Оборовской С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В стаж Оборовской С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не зачитаны периоды ее работы: с 15 августа 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в должности старшей пионервожатой в Колосовской неполной средней школе; с 1 сентября 1999 г. по 31 марта 2000 г. в должности учителя в Колосовской неполной средней школе. В периоды с 5 декабря 1994 г. по 21 декабря 1994 г, с 1 октября 1995 г. по 31 мая 1996 г, с 1 сентября 1996 г. по 31 мая 1997 г, с 1 сентября 1999 г. по 31 мая 2000 г. истец фактически вела педагогическую деятельность в должности учителя Колосовской неполной средней школы. Данные периоды также подлежат включению в специальный стаж. С учетом спорных периодов работы, пенсия истцу должна быть назначена с 13 июня 2022 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж истца в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 5 декабря 1994 г. по 21 декабря 1994 г, с 1 октября 1995 г. по 31 мая 1996 г, с 1 сентября 1996 г. по 31 мая 1997 г, с 1 сентября 1999 г. по 31 марта 2000 г. в Колосовской неполной средней школе.
Суд апелляционной инстанции включил в специальный стаж истца в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 12 октября 1992 г. по 31 мая 1993 г.
В данной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем, не являются предметом проверки суда кассационной инстанции в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы истца старшей пионервожатой в Колосовской неполной средней школе с 15 августа 1991 г. по 11 октября 1992 г, с 1 июня 1993 г. по 30 сентября 1993 г, суд первой инстанции указал, что на момент осуществления деятельности по должности штатной пионервожатой и на момент изменения правового регулирования спорных отношений у истца отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности (2/3), в связи с чем, нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, не применимы.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия назначается независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1, подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период до 1 октября 1993 г, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
При этом согласно пункту 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного Постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в штатных должностях пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в штатных должностях пионервожатых допускается только при условии осуществления такой работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Установив указанные обстоятельства, разрешая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении иска по требованиям о включении в специальный стаж работы периодов работы в должности старшей пионервожатой, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Оборовской С.А. на 1 января 1992 г. не было не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а потому периоды работы с 15 августа 1991 г. по 11 октября 1992 г, с 1 июня 1993 г. по 30 сентября 1993 г. в должности старшей пионервожатой не могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Поскольку работа Оборовской С.А. в части периода с 1 января 1992 г. по 11 октября 1992 г, с 1 июня 1993 г. по 30 сентября 1993 г. в должности старшей вожатой осуществлялась после 1 января 1992 г, суды пришли к правильному выводу о том, что к спорным периодам не подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 6 июля 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г. в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Оборовской Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.