Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Катанаевой А.С. и Струковой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-10/2023 по административному исковому заявлению Министерства финансов Республики Ингушетия, Правительства Республики Ингушетия о признании нормативного правового акта недействующим в части
по апелляционной жалобе Костоева А.У. на решение Верховного Суда Республики Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 мая 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены, Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя правительства республики Ингушетия ФИО, представителя министерства финансов Республики Ингушетия ФИО, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство финансов Республики Ингушетия и Правительство Республики Ингушетия обратились в Верховный Суд Республики Ингушетия обратилось в Верховный Суд Республики Ингушетия к Городскому совету депутатов муниципального образования "Городской округ город Назрань" и администрации муниципального образования "Городской округ город Назрань" (с учетом уточнений) о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу положения об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань" в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования "Городской округ город Назрань" от 30 декабря 2021 года N 30/120-4 "О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань" в части повышения с 1 января 2022 года: предельных размеров должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе муниципального образования "Городской округ город Назрань" (приложение N 1 к положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань" (приложение N 2 к положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений администрации г. Назрань (приложение N 2.1 к положению); предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань" (приложение N 3 к положению).
В обоснование требований указано, что муниципальное образование "Городской округ город Назрань" является дотационным муниципальным образованием, в отношении которого бюджетным законодательством установлены ограничения, не позволяющие превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Республики Ингушетия от 15 декабря 2009 года N 423 "Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 мая 2023 года административные исковые требования Правительства Республики Ингушетия и Министерства финансов Республики Ингушетия удовлетворены.
Признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования "Городской округа город Назрань" в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования "Городской округ город Назрань" от 30 декабря 2021 года N 30/120-4 "О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань" в части повышения с 1 января 2022 года: предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои функции на постоянной основе, муниципального образования "Городской округ город Назрань" (приложение N 1 к положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань" (приложение N 2 к положению), предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений администрации г. Назрань (приложение N 2.1 к положению), предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань (приложение N 3 к положению).
Указано о необходимости опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании "Городской округ города Назрань" Республики Ингушетия.
В апелляционной жалобе Костоев А.У. считает решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 мая 2023 года незаконным и подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права. Просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов Республики Ингушетия считает решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 мая 2023 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Костоева А.У. - без удовлетворения.
Представитель правительства республики Ингушетия ФИО, представитель министерства финансов Республики Ингушетия ФИО, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Ингушетия, считают решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 мая 2023 года законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу Костоева А.У. - без удовлетворения.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 КАС РФ, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения ФИО, ФИО, заключение прокурора ФИО о законности решения Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 мая 2023 года, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Городского совета депутатов муниципального образования "Городской округ город Назрань" Республики Ингушетия от 22 января 2010 года N 6/34-1 утверждено Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань".
Решением Городского совета депутатов муниципального образования "Городской округ город Назрань" Республики Ингушетия от 30 декабря 2021 года N 30/120-4 внесены изменения в указанное Положение (в редакции решения от 25 ноября 2021 года N 29/113-4).
Согласно п.2 Положения с 1 января 2022 года повышены размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань".
Приложение N 1 к Положению содержит предельные размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципального образования "Городской округ город Назрань".
Приложение N 2 к Положению содержат предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань".
Приложение N 2.1 к Положению содержат предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений администрации г. Назрань.
Приложение N 3 к Положению содержат предельные размеры окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ город Назрань".
Указанное решение опубликовано 15 января 2022 года в периодическом печатном издании - городской общественно-политической газете "Голос Назрани" N 01-02 (409-410), являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов города Назрань.
С учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", части 2 статьи 6 Закона Республики Ингушетия от 10 апреля 2009 года N 13-РЗ "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Республике Ингушетия", статьи 53 Устава муниципального образования "Город Назрань", проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме, виду, процедуре и порядку принятия и введения его в действие.
Также суд первой инстанции сделал верные выводы о том, что Правительство Республики Ингушетия и Министерство Финансов Республики Ингушетия являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми положениями нормативных правовых актов и вправе ставить вопрос об их соответствии иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с п. "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьей 4, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 3, 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления, муниципальной службы составляют, в том числе, Конституции (уставы), законы и иные номративные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
Размер денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (часть 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 декабря 2009 года N 423 "Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления (в редакции от 27 апреля 2021 года) установлены предельные размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления, окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления.
Пунктом 1.3 Положения установлены, что предельные размеры должностных окладов выборных должностных лиц, предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих, установленных в соответствии с настоящим положением, увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете в размере. Не превышающем увеличения (индексации) должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия, и не ранее даты, с которой увеличиваются (индексируются) размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Ингушетия от 29 декабря 2017 года N 68-РЗ "О межбюджетных отношениях в Республике Ингушетия" муниципальные образования Республики Ингушетия, в бюджетах которых доля дотаций из республиканского бюджета и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Правительством Республики Ингушетия нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что муниципальное образование "Городской округ город Назрань" входит в перечень муниципальных образований Республики Ингушетия, которые являются дотационными в течение двух из последних трех финансовых лет. Доля дотаций и дополнительных нормативов в бюджете муниципального образования в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает пять процентов доходов местного бюджета, что подтверждается приказами Министерства финансов Республики Ингушетия от 13 ноября 2018 года N 457-п, 9 ноября 2020 года N 389-п, 15 ноября 2021 года N 385-п, соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Республики Ингушетия, заключенными Министерством финансов Республики Ингушетия и администрацией муниципального образования "Городской округ город Назрань", постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 ноября 2019 года N 182 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Республики Ингушетия в 2019-2022 годах", показаниями свидетеля ФИО
Из оспариваемого нормативного правового акта, в части установления предельных размеров должностных окладов и окладов за классный чин, указанных в нем лиц, (приложение N 1, N 2, N 2.1, N 3) следует, что в нем значительно превышены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, утвержденные постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15 декабря 2009 года N 423.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит положениями части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Закона Республики Ингушетия от 29 декабря 2017 года N 68-РЗ "О межбюджетных отношениях в Республике Ингушетия", постановлению Правительства Республики Ингушетия от 15 декабря 2009 года N 423 "Об утверждении положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления и подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Костоева А.У. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.