Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Гылкэ Д.И, Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-110/2023 по апелляционной жалобе Чибирова К.П. на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2023 года, вынесенное по административному иску Чибирова К.П. об оспаривании п. N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания N 706 от 29 декабря 2022 года, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя административного истца ФИО, представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания ФИО, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО о законности решения суда
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания N 706 от 29 декабря 2022 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 г.).
Согласно позиции (строки) N указанного перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Чибиров К.П, являясь собственником указанного здания, обратился в Верховный Суд Республики Северная-Осетия-Алания с административным иском о признании недействующим указанной позиции Перечня на 2023
год, указав, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что нарушает права административного истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Чибирова К.П. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Чибиров К.П. просит об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении заявленных требований, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в Перечень спорного объекта.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания и прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания считают решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2023 года законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Представитель административного истца ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания, считает решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2023 года незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания, считает решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2023 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу административного истца Чибирова К.П. - без удовлетворения.
Прокурором третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО в судебном заседании дано заключение о законности решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2023 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились, извещены надлежащим образом о времени и места рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки не предоставили. С учетом изложенного судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия признает
решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Оспариваемое распоряжение опубликовано 30 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Решение суда в указанной части не обжалуется.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из его кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, иди документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.2003 года N 43-РЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них площадью свыше 250 квадратных метров в "адрес", свыше 350 квадратных метров - в иных населенных пунктах республик.
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью свыше 250 квадратных метров в "адрес", свыше 350 метров квадратных метров - в иных населенных пунктах республики.
Целью указанной нормы об ином порядке налогообложения - исходя из кадастровой стоимости (вопреки общего правила об исчислении налога исходя из остаточной стоимости основных средств) в отношении отдельных видов коммерческой недвижимости являлся переход к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе торгового назначения.
Из материалов дела следует и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов, что Чибирову К.П. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Спорное здание согласно выписке из ЕГРН имеет назначение "нежилое", наименование "нежилое".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", категория земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для строительства объектов торговли".
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что спорное нежилое здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение здания торгового объекта.
Учитывая приведенные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый Перечень объекта недвижимого имущества.
Наличие сведений о виде разрешенного использования земельного участка, на котором находится спорное здание, предусматривающего размещение объектов торговли является самостоятельным и достаточным основанием для включения в перечень спорного объекта и установление иных, предусмотренных для этого законом оснований, не требуется.
Указанная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации N 1259-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Туристско - гостиничный комплекс "Альфа" на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, пунктом1 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", в котором указано, что оспариваемые заявителем налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость. В качестве основного критерия для названных целей законодатель определилвид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской
Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога. Таким образом, оспариваемые заявителем законоположения, принятые законодателем в рамках предоставленной ему дискреции в налоговой сфере, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права.
С учетом этих обстоятельств доводы истца о том, что площадь оспариваемого здания фактически составляет 5874 кв.м, что превышает площадь указанную в ЕГРН на 1468 кв.м, правого значения для рассматриваемого дела не имеет.
Иные доводы административного истца не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 9 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чибирова К.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.