Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Гылкэ Д.И, Колпаковой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-114/2023 по административному исковому заявлению Карапетяна А.М. об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 18 июля 2023 г. N ОРС-61/2023/000415 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на Дону на решение Ростовского областного суда от 4 октября 2023 года, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А,
УСТАНОВИЛА:
Решением государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 18 июля 2023 года N ОРС-61/2023/000415 отказано в удовлетворении заявления Карапетяна А.М. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 738 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Карапетян А.М. обратился с административным исковым заявлением в Ростовский областной суд (с учетом его уточнений) о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 18 июля 2023 года N ОРС-61/2023/000415 и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 19 июня 2023 года в размере 24 733 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" Используемая при определении арендных платежей кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2022 года в размере 54 294 021, 26 рублей значительно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет за собой необоснованное увеличение арендных платежей. Решением государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 18 июля 2023 года N ОРС-61/2023/000415 отказано в удовлетворении заявления Карапетяна А.М. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Решением Ростовского областного суда от 4 октября 2023 года административное исковое заявление Карапетяна А.М. удовлетворено частично.
В удовлетворении административного искового заявления Карапетяна А.М. о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 18 июля 2023 года N ОРС-61/2023/000415 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - отказано.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 738 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации торговых и производственных помещений, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной по состоянию на 19 июня 2023 года в размере 40 046 000 рублей.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости постановлено считать 23 июня 2023 года.
Постановлено взыскать с Карапетяна А.М. в пользу ООО оценочная компания "Золотая цифра" оплату за проведенную судебную экспертизу в размере 52 955, 88 рублей.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественно-земельных отношений Ростовской области считает решение Ростовского областного суда от 4 октября 2023 года незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование доводов жалобы указывает, что заключение эксперта N 134 от 17 сентября 2023 года "Золотая цифра" не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Экспертом подобраны объекты-аналоги, назначение которых существенно отличается от объекта исследования. Также объекты-аналоги существенно отличаются по площади от объекта исследования.
С учетом изложенного просит отменить решение Ростовского областного суда от 4 октября 2023 года, принять по делу новое решение в части, в котором отказать в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости.
Лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с положениями статьи 150 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
На основании пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 738 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -для эксплуатации торговых и производственных помещений, расположенного по адресу: "адрес" на основании дополнительного соглашения N 3 заключенного между Карапетяном А.М, ФИО и ДИЗО г. Ростова-на-Дону к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Из договора аренды следует, что расчет арендной платы осуществляется с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 54 294 021, 26 рублей утверждена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 12 февраля 2021 года N П-2 N "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Ростовской области".
В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" административный истец Карапетян А.М. обратился в ГБУ Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 24 733 000 рублей по состоянию на 19 июня 2023 года, определенном отчетом N 25/23 от 21 июня 2023 года оценщика ФИО ООО "Квалитет. Оценочная компания".
18 июля 2023 года бюджетным учреждением принято решение N ОРС-61/2023/000415 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона от 01.01.2017 г. до 01.01.2023 г.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным законом N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 01.01.2023 г. либо до даты принятия субъектом РФ соответствующего решения) осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов такой кадастровой стоимости возможно только по правилам стать 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 01.01.2023 г. или с даты, указанной в решении может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятого в соответствии со ст.22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2022 года N 1186 "О мерах по реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ" с 1 января 2023 года на территории Ростовской области для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
При этом в судебном порядке, предусмотренном главой 25 КАС РФ, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237 -ФЗ).
Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Ростовской области от 28.02.2019 года N 119 "О реализации на территории Ростовской области положений Федерального закона N 237-ФЗ и реорганизации государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области" "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" наделено полномочиями на территории Ростовской области по определению кадастровой стоимости, а также предоставляет услугу по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (ст.ст.6 и 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
В соответствии с положениями ст.22.1 ФЗ-237 бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Судебная коллегия, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных бюджетному органу полномочий, с соблюдением процедуры, предусмотренной работы органа.
Решение суда по данным основаниям не обжаловано.
Статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке (отчет), который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N 25/234 от 21 июня 2023 года, выполненный оценщиком ФИО
Соглашаясь с решением бюджетного учреждения, суд первой инстанции обоснованно указал, что из отчета оценщика следует, что при определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N были допущены нарушения статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки.
Указанные выводы суда первой инстанции также подтверждаются заключением судебной оценочной экспертизы N 134 от 17 сентября 2023 года, проведенной экспертом ФИО ООО ОК "Золотая цифра". Экспертиза назначена судом первой инстанции для проверки доводов административного ответчика о несоответствии представленного административным истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства и для установления рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с указанным заключением эксперта отчет об оценке N 25/23 от 21.06.2023 года, выполненный ООО "Квалитет. Оценочная компания" не соответствует п.10 Федерального стандарта оценки "Процесс оценки" (ФСО N3), утвержденный Приказом Минэкономразвития N 200 от 14.04.2022 года; п.2 п.3 Федерального стандарта оценки "Задание на оценку" (ФСО N 4), утвержденный приказом Минэкономразвития России N 200 от 14.04.2022 года; п.7 Федерального стандарта оценки "Отчет об оценке" (ФСО N 6), утвержденный приказом Минэкономразвития N 200 от 14.04.2022 года; п.5, 11д, 22б, 22в, 25 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N п.11, п.4, 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Экспертом были выявлены нарушения в методах расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости. Факторы, влияющие на стоимость земельного участка, определены не в полном объеме, не учтен фактор наличия капитальных объектов у объектов аналогов N 1 и 2. Информация, используемая оценщиком, неполная и недостоверная. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19 июня 2023 года составляет 40 046 000 рублей.
Таким образом, судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о том, что отчет оценщика, представленный административным истцом, вводит в заблуждение, допускает неоднозначное толкование полученных результатов и не соответствует ст.11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного судом первой инстанции сделаны верные выводы об отказе в удовлетворении административных исковых требований Карапетяна А.М. о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 18 июля 2023 года N ОРС-61/2023/000415 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.
Оценив указанное заключение эксперта по правилам статей 82, 84 КАС РФ, суд первой инстанции признал его достоверным доказательством, достаточным для разрешения спора по существу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Так, заключение подготовлено лицом, имеющим достаточный профессиональный стаж и уровень квалификации в сфере оценочной деятельности, выводы эксперта являются ясными и понятыми, согласуются между собой и имеющимися в деле доказательствами.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В ходе проведения экспертизы экспертом проведено описание объекта экспертизы, его местоположение, качественные и количественные характеристики, проанализирован рынок недвижимости, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования.
Экспертом применен сравнительный подход к оценке, обоснован отказ от иных подходов к оценке.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в качестве объектов-аналогов (3) экспертом отобраны земельные участки, характеристики которых приближены к характеристикам оцениваемого объекта недвижимости.
Так, оцениваемый земельный участок и объекты-аналоги, подобранные экспертом, имеют сопоставимый вид разрешенного использования.
При этом экспертом применены корректировки на условия рынка (торг), на наличие благоустройства (наличие твердого покрытия), корректировка на площадь принята для объектов-аналогов N 1 N 2, корректировка на наличие коммуникаций для всех объектов-аналогов, обоснован отказ от иных корректировок.
В заключении проведены все необходимые ссылки на источники использованной литературы, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение оценочной экспертизы соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объекта недвижимости лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
Также судом первой инстанции верно разрешен вопрос о судебных расходах на проведение судебной оценочной экспертизы, возложив расходы по ее производству на административного истца.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, в удовлетворении основных административных исковых требований -о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" от 18 июля 2023 года N ОРС-61/2023/000415 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости - отказано, а удовлетворение административного иска в остальной части свелось к реализации права Карапетяна А.М. на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, а принятое по делу решение не может рассматриваться как принятое против административных ответчиков.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ростовского областного суда от 4 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на Дону - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.