Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Подгорная Е.П., рассмотрев частную жалобу ФИО1 на определение судьи Вологодского областного суда от 12 января 2024 года по административному исковому заявлению ФИО1 к бюджетному учреждению в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации", Департаменту имущественных отношений Вологодской области о возвращении административного иска ФИО1 об оспаривании решения бюджетного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации" (далее - Учреждение) от 30 декабря 2022 года N АОКС-35/2022/000978 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - причал N3, площадью 303, 6 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", в размере 6 741 172 рублей 67 копеек и исключить установленную кадастровую стоимость в размере 6 741 172 рублей 67 копеек из сведений единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Вологодского областного суда от 13 декабря 2022 года установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной 119 815 рублей по состоянию на 13 августа 2021 года.
Датой обращения ФИО1 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 06 октября 2022 года.
Решение вступило в законную силу 16 января 2023 года и исполнено ответчиком не было.
Вместе с тем, решением Учреждения от 30 декабря 2022 года N АОКС-35/2022/000978 определена новая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 6 741 172 рублей 67 копеек. Данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 января 2023 года. Кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 января 2019 года. Дата начала применения - 16 декабря 2022 года.
Административный истец полагает неприемлемым применение новой кадастровой стоимости, определённой Учреждением в размере 6 741 172 рублей 67 копеек, поскольку она определена по состоянию на 01 января 2019 года, то есть на дату, предшествующую дате определения установленной по решению суда кадастровой стоимости (13 августа 2021 года), что с учётом положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и Приказа Росреестра от 04 августа 2021 года N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке", исключает наличие правовых оснований для признания законным оспариваемого Акта Учреждения, а вновь определяемая в порядке массовой государственной оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена только на будущий период. Указанные противоречия явились мотивом обращения административного истца в суд.
Определением судьи Вологодского областного суда от 12 января 2024 года административное исковое заявление ФИО1 возвращено.
В частной жалобе ФИО1 просит определение Вологодского областного суда от 12 января 2024 года отменить, полагая его противоречащим нормам материального права и вступившему в законную силу решению суда, установившему кадастровую стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В обоснование жалобы указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно абзац 3 статьи 24.18 Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в котором содержится указание на то, что для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Поскольку ответчик нарушил положения статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не исполнив вступившее в законную силу решение Вологодского областного суда от 13 декабря 2022 года, вместо этого изготовил и подал для включения сведений в Росреестр решение от 30 декабря 2022 года N АОКС-35/2022/000978 с новой кадастровой стоимостью объекта недвижимости, определённой по состоянию на 01 января 2019 года, постольку возврат иска полагает нарушением его прав, создающим препятствие для осуществления права административного истца на доступ к правосудию.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Учитывая характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, доводы частной жалобы, отсутствуют основания для вызова судом апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Возвращая административное исковое заявление ФИО1, судья Вологодского областного суда руководствовался положениями Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в соответствии с частями 1, 14 статьи 21 которого бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; по итогам рассмотрения таких заявлений принимаются решения об удовлетворении заявления и необходимости пересчёта кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, либо об отказе в пересчёте кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Судья исходил из того, что с принятием указанного нормативного акта, законодателем изменена досудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путём введения процедуры предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости (положения статей 20, 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
С учётом приведённых положений судьёй возвращено административное исковое заявление по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку возникшие правоотношения следует разрешать не в судебном порядке, а в порядке статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237 "О государственной кадастровой оценке".
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами
Как установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником объекта недвижимости - причала N с кадастровым номером N, назначение: причал, площадью 303, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", кадастровая стоимость которого определена в размере 23 758 414 рублей 89 копеек на дату оценки 13 августа 2021 года.
Полагая, что результатами кадастровой оценки объекта недвижимости нарушены права и законные интересы административного истца как налогоплательщика, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости названного объекта недвижимости и просил установить кадастровую стоимость спорного объекта в размере его рыночной равной 119 815 рублей, определённой по состоянию на 13 августа 2021 года.
Решением Вологодского областного суда от 13 декабря 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной 119 815 рублей по состоянию на 13 августа 2021 года. Датой обращения ФИО1 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 06 октября 2022 года. Решение вступило в законную силу 16 января 2023 года.
Согласно выписке из ЕГРН от 19 декабря 2023 года соответствующие сведения были внесены в реестр 16 августа 2023 года на основании постановленного решения. Кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 119 815 рублей, определена по состоянию на 13 августа 2021 года; дата внесения сведений - 16 августа 2023 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2022 года (том 1, л.д. 11).
Актом Учреждения N АОКС-35/2022/000978 от 30 декабря 2022 года определена новая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 6 741 172 рублей 67 копеек по состоянию на 01 января 2019 года (том 1, л.д.17). В ЕГРН внесены соответствующие сведения. Согласно выписке указанная кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 января 2019 года, дата внесения сведений в ЕГРН - 17 января 2023 года, дата начала применения кадастровой стоимости - 16 декабря 2022 года (том 1, л.д. 12).
В соответствии с положениями части 1 статьи 20 и части 1 статьи 21 Закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, на основании обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости. Бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, указанных в статье 21 настоящего Федерального закона, такие ошибки подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Процедура рассмотрения бюджетным учреждением обращения при исправлении ошибок, допущенных им при определении кадастровой стоимости, установлена положениями статьи 21 Закона N 237-ФЗ.
На основании части 14 статьи 21 Закона N 237-ФЗ по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты:
1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
При рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе, если ошибка допущена при определении кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями, установленными указанной статьей, составляется акт об определении кадастровой стоимости (часть 19 статьи 21 Закона N 237-ФЗ).
Согласно части 20 статьи 21 Закона N 237-ФЗ, по итогам исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением в течение трёх рабочих дней со дня исправления таких ошибок передаются:
1) сведения о кадастровой стоимости в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, если такая кадастровая стоимость определена в результате проведения государственной кадастровой оценки;
2) акт об определении кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, если такая кадастровая стоимость определена в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
Частью 23 статьи 21 Закона N 237-ФЗ предусмотрено, что решение бюджетного учреждения, принятого по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суд в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм права, в случае не соблюдения административным истцом внесудебного порядка, суд отказывает в принятии административного искового заявления на основании подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не возвращает, как на то указано в оспариваемом определении.
Между тем, исходя из заявленного требования, оснований для отказа в принятии административного искового заявления также не имелось.
Из текста искового заявления не следует, что административным истцом заявлены требования об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости на основании статьи 21 Закона N 237-ФЗ, что наделяет административного истца обязанностью соблюсти внесудебный порядок обращения в суд.
Вместе с тем, наряду с правом административного истца на основании статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" обратиться в Учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, у административного истца также имеется право в соответствии со статьёй 22 названного закона обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы судьи о возвращении административного искового заявления являются преждевременными, поскольку суду первой инстанции после принятия административного искового заявления к производству следовало уточнить требования административного истца по заявленному административному иску, и в дальнейшем разрешить вопрос о возможности рассмотрения требований по существу.
При таких обстоятельствах определение Вологодского областного суда от 12 января 2024 года подлежит к отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, административный иск ФИО1 - возвращению в Вологодский областной суд для разрешения вопроса о принятии к производству.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Второй апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Вологодского областного суда от 12 января 2024 года отменить.
Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решения бюджетного учреждения возвратить в Вологодский областной суд для разрешения вопроса о принятии к производству.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья: Е.П. Подгорная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.