Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Шадриной Е.В, Белоногого А.В, при секретаре Валович А.Г, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-76/2023 по апелляционным жалобам Законодательного Собрания Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 27 апреля 2023 года, которым удовлетворен административный иск ФИО1, ФИО2 о признании не действующими в части Закона Челябинской области N 246-ЗО от 24 июня 2004 года "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе", в редакции Закона Челябинской области от 30 ноября 2010 года N 28-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе"; Закона Челябинской области N 292-ЗО от 28 октября 2004 года "О статусе и границах Аргаяшского муниципального района и сельских поселений в его составе" в редакции Закона Челябинской области от 23 июня 2011 года N 149-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О статусе и границах Аргаяшского муниципального района и сельских поселений в его составе".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителей административного ответчика Законодательного Собрания Челябинской области ФИО7, ФИО8, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 - ФИО10, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 24 июня 2004 года N 1284 принят Закон Челябинской области от 24 июня 2004 года N 246-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе" (далее - Закон N 246-ЗО), который подписан Губернатором Челябинской области 9 июля 2004 года, опубликован в изданиях "Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", N 5, июнь, 2004, "Южноуральская панорама", 17 июля 2004 года (спецвыпуск) (Т.3 л.д.186-229, Т.7 л.д.94-110).
Законом Челябинской области от 30 ноября 2010 года N 28-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе" (далее - Закон N 28-ЗО), подписанным Губернатором Челябинской области 13 декабря 2010 года, опубликованным в издании "Южноуральская панорама", N 308, 17 декабря 2010 года (спецвыпуск N 75), Закон N 246-ЗО дополнен приложением 2-1 Перечень координат характерных точек границ муниципального района в МСК 74 согласно карте (схеме) (приложение 2), описанию границ муниципального образования Сосновский района (приложение 1) (Т.7 л.д.171-217).
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 28 октября 2004 года N 1452 принят Закон Челябинской области от 28 октября 2004 года N 292-ЗО "О статусе и границах Аргаяшского муниципального района и сельских поселений в его составе" (далее - Закон N 292-ЗО), который подписан Губернатором Челябинской области 12 ноября 2004 года, опубликован в изданиях "Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", N 8, октябрь, 2004, "Южноуральская панорама", 30 ноября 2004 года (спецвыпуск) (Т.1 л.д.114-247, Т.7 л.д.116-132).
Законом Челябинской области от 23 июня 2011 года N 149-ЗО "О внесении изменений в Закон Челябинской области "О статусе и границах Аргаяшского муниципального района и сельских поселений в его составе" (далее - Закон N 149-ЗО), подписанным Губернатором Челябинской области 29 июня 2011 года, опубликованным в издании "Южноуральская панорама" от 9 июля 2011 года N 172 (спецвыпускN 49), Закон N 292-ОЗ дополнен приложением 2-1 Перечень координат характерных точек границ Аргаяшского муниципального района в МСК 74 согласно карте (схеме) (приложение 2), описанию границ муниципального образования Аргяшского района (приложение 1) (Т.7 л.д.133-170).
ФИО11 и ФИО2 обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявленные требования, в котором просили признать недействующим Закон N 246-ЗО, в редакции Закона N 28-ЗО, в части перечня координат характерных точек границ Сосновского муниципального района в МСК 74 (приложение 2-1): Граница между Сосновским и Аргаяшским муниципальными районами:
Номер точки
Номер узловой, поворотной точек
Координаты, м
От точки до точки
Длина, м
Дирекционный угол
X
Y
1
2
3
4
5
6
7
441
31
633805, 77
2311858, 05
441 - 442
2, 90
249 град. 48 мин. 51 сек.
442
633804, 77
2311855, 33
442 - 443
117, 17
240 град. 30 мин. 12 сек.
443
633747, 08
2311753, 35
443 - 444
15, 14
240 град. 39 мин. 31 сек.
444
633739, 66
2311740, 15
444 - 445
392, 75
239 град. 39 мин. 48 сек.
445
633541, 29
2311401, 18
445 - 446
488, 53
239 град. 18 мин. 43 сек.
446
633291, 96
2310981, 06
446 - 447
30, 95
239 град. 21 мин. 59 сек.
447
633276, 19
2310954, 43
447 - 448
320, 58
239 град. 25 мин. 35 сек.
448
633113, 13
2310678, 42
448 - 449
19, 00
239 град. 22 мин. 21 сек.
449
633103, 45
2310662, 07
449 - 450
362, 00
239 град. 24 мин. 35 сек.
450
632919, 23
2310350, 45
450 - 451
241, 62
243 град. 06 мин. 45 сек.
451
32
632809, 96
2310134, 95
451 - 452
384, 78
287 град. 24 мин. 25 сек.
признать недействующим Закон N 292-ЗО, в редакции Закона N 149-ЗО, в части перечня координат характерных точек границ Аргаяшского муниципального района в МСК 74 (приложение 2-1): Граница между Аргаяшским и Сосновским муниципальными районами:
------T----------T--------------------T-----------T--------T-------------------------?
?Номер? Номер ? Координаты, м ? От точки ?Длина, м? Дирекционный угол ?
?точки? узловой, +---------T----------+ до точки ? ? ?
? ?поворотной? X ? Y ? ? ? ?
? ? точек ? ? ? ? ? ?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 1 ? 2 ? 3 ? 4 ? 5 ? 6 ? 7 ?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 441 ? 31 ?633805, 77?2311858, 05? 441 - 442 ? 2, 90 ?249 град. 48 мин. 51 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 442 ? ?633804, 77?2311855, 33? 442 - 443 ? 117, 17 ?240 град. 30 мин. 12 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 443 ? ?633747, 08?2311753, 35? 443 - 444 ? 15, 14 ?240 град. 39 мин. 31 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 444 ? ?633739, 66?2311740, 15? 444 - 445 ? 392, 75 ?239 град. 39 мин. 48 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 445 ? ?633541, 29?2311401, 18? 445 - 446 ? 488, 53 ?239 град. 18 мин. 43 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 446 ? ?633291, 96?2310981, 06? 446 - 447 ? 30, 95 ?239 град. 21 мин. 59 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 447 ? ?633276, 19?2310954, 43? 447 - 448 ? 320, 58 ?239 град. 25 мин. 35 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 448 ? ?633113, 13?2310678, 42? 448 - 449 ? 19, 00 ?239 град. 22 мин. 21 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 449 ? ?633103, 45?2310662, 07? 449 - 450 ? 362, 00 ?239 град. 24 мин. 35 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 450 ? ?632919, 23?2310350, 45? 450 - 451 ? 241, 62 ?243 град. 06 мин. 45 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
? 451 ? 32 ?632809, 96?2310134, 95? 451 - 452 ? 384, 78 ?287 град. 24 мин. 25 сек.?
+-----+----------+---------+----------+-----------+--------+-------------------------+
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемые в части нормативные правовые акты противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно части 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нарушает их права, как собственников земельного участка площадью 1 500 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ "Луч" "адрес", поскольку границы муниципальных образований Аргаяшского и Сосновского районов не могут пересекать границы земельного участка, принадлежащего административным истцам (Т.7 л.д.1-6).
Решением Челябинского областного суда от 27 апреля 2023 года (Т.7 л.д.228-235), с учетом определения Челябинского областного суда от 28 апреля 2023 года о внесении исправлений в решение суда (Т.7 л.д.236-237), определения Челябинского областного суда от 5 июня 2023 года об исправлении описки в решении суда (Т.8 л.д.23-26), дополнительного решения Челябинского областного суда от 15 ноября 2023 года (Т.8 л.д.177-180), определения Челябинского областного суда от 16 ноября 2023 года об исправлении описки в дополнительном решении суда (Т.8 л.д.181-182), административные исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворены.
Суд признал недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 статьи 1 Закона N 246-ЗО, приложение 2-1 к Закону N 246-ЗО, абзац 2 статьи 1 Закона N 292-ЗО, приложение 2-1 к Закону N 292-ЗО в части установления границы между Сосновским и Аргаяшским муниципальными районами, пересекающей земельный участок с кадастровым номером N, от точки с координатами Х 633336, 08, Y 2311055, 41 до точки Х 633349, 18, Y 2311077, 48.
В апелляционных жалобах Законодательное Собрание Челябинской области, администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просят решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Позиция административного ответчика и заинтересованного лица, изложенная в апелляционных жалобах, повторяет позицию, выраженную в суде первой инстанции (Т.8 л.д.1-13, 35-38).
Административные истцы ФИО11, ФИО2, представители заинтересованных лиц: администрации Сосновского муниципального района, администрации Мирненского сельского поселения, администрации Аргаяшского муниципального района, администрации муниципального образования "Дербишевское сельское поселение", СНТ "Луч", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Законодательным Собранием Челябинской области по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных федеральным законодательством требований, условий и порядка регулирования спорных правоотношений, порядка введения нормативного правового акта в действие. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами по делу.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний части 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного федерального закона.
Из положений пунктов 3, 12 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что одним из условий установления и изменения границ муниципальных образований является сохранение целостности исторически сложившихся земель и территорий населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО11, ФИО2 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ "Луч", "адрес". Участок поставлен на кадастровый учет 27 мая 1993 года, на основании решения от 27 мая 1993 года N 363 администрации Аргаяшского района Челябинской области. Граница земельного участка не установлена, в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения земельного участка отсутствует (Т.1 л.д.28-30).
Как следует из заключения кадастрового инженера, земельный участок пересекает границу муниципальных образований в характерных точках (1) с координатами Х 633336, 08, Y 2311055, 41, (2) с координатами Х 633349, 18, Y 2311077, 48 (Т.1 л.д.31-41, Т.7 л.д.83-86).
Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 31 марта 2022 года N КУВД-001/2022-12126809/2 государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N приостановлен, в том числе по тем основаниям, что границы земельного участка пересекают границы муниципального образования Сосновский муниципальный район и муниципального образования Мирненское сельское поселение (Т.1 л.д.22-23).
Пункт 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предписывая учитывать при формировании земельных участков границы муниципальных образований, призван обеспечить планирование и организацию рационального использования земель на территории каждого конкретного муниципального образования, территория которого является самостоятельным объектом землеустройства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2537-О).
С учетом указанных обстоятельств, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания нормативных правовых актов не действующим в оспариваемой части, ввиду установления факта пересечения границ земельного участка и границ муниципальных образований, в противоречие положениям пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, основан на законе, является правильным.
Довод апелляционных жалоб о ненадлежащем способе защиты нарушенного права со ссылкой на необходимость разрешения вопроса об исправлении реестровой ошибки, не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения, поскольку в рассматриваемом деле предметом административного иска является законность нормативных правовых актов, подлежащая проверке в порядке, определенном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом факт, что земельный участок пересекает границу муниципальных образований, подтверждается заключением кадастрового инженера и Управлением Росреестра по Челябинской области, возник ввиду принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
По указанным основаниям судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административного ответчика о недоказанности сведений о местоположении спорного земельного участка.
Тот факт, что границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, ФИО2 до настоящего времени не определены, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных суду требований, поскольку невозможность определения границ напрямую зависит от обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, а именно факта пересечения границ земельного участка и муниципальных образований.
Земельным кодексом не установлено, что в отношении каких-либо земельных участков положения пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации могут не применяться.
Частью 11 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также предусмотрено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований понимается наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования.
Заключением кадастрового инженера, подтвержден тот факт, что земельный участок пересекает границу муниципальных образований в характерных точках (1) с координатами Х 633336, 08, Y 2311055, 41, (2) с координатами Х 633349, 18, Y 2311077, 48, что является документально подтвержденным наложением границ земельного участка, принадлежащего административным истцам и границ упомянутых муниципальных образований, в связи с чем фактически участок находиться на территории двух муниципальных образований (Т.1 л.д.31-40).
Доводы подателей жалоб о визуальном несовпадении земельного участка принадлежащего административным истца и исходного земельного участка, указанного в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного на основании решения от 27 мая 1993 года N 363 администрации Аргаяшского района Челябинской области, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку голословны и ничем не подтверждены (Т.1 л.д.10-13).
Отклоняя указанные доводы, судебная коллегия учитывает тот факт, что указанные доводы опровергаются представленным в материалы дела актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, подписанным председателем СНТ "Луч" и административными истцами (Т.1 л.д.41).
Другие доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении суда дана надлежащая правовая оценка, не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Законодательного Собрания Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.02.2024
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.