Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ресина Андрея Игоревича на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ресина Андрея Игоревича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" о признании действий (бездействия) незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ресин А.И, отбывающий уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю), обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области), в котором просил: признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в необоснованном и немотивированном запрете на осуществление переписки с осужденным ФИО4, который содержится в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав Ресина А.И. посредством разрешения и обеспечения личной переписки с осужденным ФИО4 через цензора исправительного учреждения; взыскать с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области понесенные им по делу судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей и почтовые расходы на приобретение почтовых марок.
Определением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 16 сентября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 марта 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Ресина А.И. было отказано.
25 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 26 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями при применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года Ресину А.И. восстановлен процессуальный срок на подачу данной кассационной жалобы, и она передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 марта 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) следует, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ под "режимом в исправительных учреждениях" понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В силу частей 1 и 4 статьи 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Данные письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с пунктами 17 и 54 действовавших до 16 июля 2022 года Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), переписка между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, осуществляется с разрешения администрации; осужденным запрещается нарушать порядок переписки, установленный Правилами внутреннего распорядка и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, Ресин А.И, отбывающий уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю, 20 июня 2022 года направил в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области заявление, в котором просил разрешить ему личную переписку через цензора исправительного учреждения с осужденным ФИО4, а также сообщить ФИО4 о его (Ресина А.И.) желании направить соответствующие личные письма.
Письмом от 5 июля 2022 года N ОГ-34/ТО/46/8-82 за подписью врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области ФИО5 административному истцу со ссылкой на статью 91 УИК РФ и Правила внутреннего распорядка сообщалось, что администрация исправительного учреждения считает нецелесообразным ведение Ресиным А.И. личной переписки с осужденным ФИО4
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Правил внутреннего распорядка, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что оспариваемое в рамках настоящего административного дела решение принято администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области в пределах ее компетенции, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оно не противоречит, прав и охраняемых законом интересов осужденного Ресина А.И. не нарушает. При принятии решения о неразрешении переписки между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, административный ответчик руководствовался требованиями обеспечения безопасности и здоровья осужденных и персонала исправительных учреждений, предотвращения возможного планирования новых преступлений либо вовлечение в их совершение других лиц, учитывая, что ФИО4 является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также внесен Федеральной службой по финансовому мониторингу в перечень физических лиц, в отношении которым имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к ним, подробно изложены в оспариваемых судебных актах со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на нормы материального права, а также на имеющиеся в деле доказательства.
Как верно указали суды, из анализа содержания статьи 91 УИК РФ, пунктов 17, 54 Правил внутреннего распорядка прямо следует, что переписка между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, возможна только с разрешения администрации исправительных учреждений, то есть принятие положительного решения по заявлению Ресина А.И. зависело от усмотрения администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области, которая не разрешилаведение личной переписки между ним и осужденным ФИО7
Из разъяснений, приведенных в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Имеющиеся в кассационной жалобе ссылки на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года (далее - Конвенция), не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку в связи с прекращением членства Российской Федерации в Совете Европы с 16 марта 2022 года считаются прекратившими действие в отношении Российской Федерации Конвенция и протоколы к ней (Федеральный закон от 28 февраля 2023 года N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы").
По существу доводы кассационной жалобы административного истца сводятся к несогласию с принятым по делу решением, эти доводы основаны на неверном субъективном толковании норм материального права, в связи с чем они не могут служить предусмотренными статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ресина Андрея Игоревича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.