Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании действий незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - УМВД России по Хабаровскому краю), в котором просил: признать незаконными действия административного ответчика, выраженные в отказе присвоить принадлежащему ему транспортному средству ранее сохранённый за ним государственный регистрационный номер N; возложить на УМВД России по Хабаровскому краю обязанность присвоить регистрируемому ФИО1 транспортному средству сохранённый за ним указанный выше государственный регистрационный номер.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 19 ноября 2021 года при продаже автомобиля он сохранил за собой на один год государственный регистрационный номер N.
15 ноября 2022 года ФИО1 обратился в межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - МРЭО ГИБДД) ФИО2 по Хабаровскому краю с заявлением о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственного регистрационного номера N, в удовлетворении которого было отказано со ссылкой на то, что цифровой код "88" относится к территориям, находящимся за пределами Российской Федерации, и не может быть присвоен транспортному средству административного истца, который зарегистрирован по месту жительства в Красноярском крае.
По мнению ФИО1, оспариваемое решение противоречит действующему законодательству, нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 15 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 августа 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.
8 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 31 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель УМВД России по Хабаровскому краю, извещённого о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 15 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 августа 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ) предусмотрено, что "государственный регистрационный номер транспортного средства" - это индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением, а "государственный регистрационный знак транспортного средства" - это изделие, изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта и содержащее государственный регистрационный номер транспортного средства.
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ владелец транспортного средства имеет право на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера или передачу его с отчуждаемым транспортным средством, при этом новый владелец транспортного средства имеет право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принять транспортное средство с имеющимся государственным регистрационным номером либо заменить его при совершении регистрационного действия.
Порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 43 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764 (далее - Правила), предусмотрено, что на основании соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, содержащегося в заявлении о проведении регистрационного действия, регистрируемому или ранее зарегистрированному за ним транспортному средству может быть присвоен государственный регистрационный номер, сохранённый за данным владельцем транспортного средства, при условии соблюдения требования, предусмотренного пунктом 39 Правил. Присвоение сохраненного государственного регистрационного номера осуществляется любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства.
Сохранение государственного регистрационного номера осуществляется на основании соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, за которым оно было зарегистрировано, содержащегося в заявлении о проведении регистрационного действия, в результате которого он высвобождается. Сведения о сохранении государственного регистрационного номера вносятся регистрационным подразделением в соответствующие банки данных. После совершения регистрационных действий государственный регистрационный знак остается у владельца транспортного средства. Срок сохранения государственного регистрационного номера составляет один год со дня проведения регистрационного действия, в результате которого он был сохранён, либо со дня прекращения государственного учёта транспортного средства. На следующий день после даты окончания срока хранения государственный регистрационный номер автоматически переводится в резерв государственных регистрационных номеров, подлежащих дальнейшему присвоению (пункты 44, 45 Правил).
В свою очередь, пункт 39 Правил определяет, что присвоение государственного регистрационного номера транспортного средства осуществляется в соответствии с цифровым кодом региона места регистрации владельца транспортного средства.
Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении (далее - Перечень цифровых кодов), утверждён приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 октября 2017 года N 766 "О государственных регистрационных знаках транспортных средств".
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1, зарегистрированный по месту жительства в городе Красноярске Красноярского края, 15 ноября 2022 года обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о регистрации транспортного средства с присвоением ему сохранённого за административным истцом 19 ноября 2021 года государственного регистрационного номера N, в удовлетворении которого административному истцу было отказано.
Письмом от 25 ноября 2022 года N УМВД России по Хабаровскому краю сообщило ФИО1 о невозможности присвоить его транспортному средству указанный выше государственный регистрационный номер, поскольку цифровой код "88" относится к территориям, находящимся за пределами Российской Федерации и обслуживаемым органами внутренних дел Российской Федерации (строка 87 Перечня цифровых кодов), тогда как цифровым кодом Красноярского края является "24" (строка 54 Перечня цифровых кодов).
Дополнительно, письмом УМВД России по Хабаровскому краю от 26 декабря 2022 года N ФИО1 сообщалось об истечении годичного срока сохранения за ним государственного регистрационного номера N и об отсутствии в действующем законодательстве положений, предусматривающих возможность продления такого срока.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения, Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ, Правил, Перечня цифровых кодов, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, при наличии установленных действующим законодательством оснований и нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, данное решение не противоречит. По состоянию на 15 ноября 2022 года МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю не могло присвоить государственный регистрационный номер N транспортному средству, владелец которого зарегистрирован по месту жительства в Красноярском крае, поскольку цифровой код "88" не является цифровым кодом Красноярского края.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на имеющиеся в деле доказательства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Действительно, до 25 марта 2020 года строкой 54 Перечня цифровых кодов для Красноярского края устанавливались следующие цифровые коды: "24", "84", "88".
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 марта 2020 года N 130, вступившим в силу с 26 марта 2020 года, в строку 54 Перечня цифровых кодов были внесены изменения, в соответствии с которыми за Красноярским краем закреплён цифровой код "24", следовательно, как верно указали суды, по состоянию на 15 ноября 2022 года у МРЭО ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю в силу прямого указания пунктов 39, 43 Правил не имелось оснований для присвоения транспортному средству ФИО1, который зарегистрирован по месту жительства в городе Красноярске Красноярского края, государственного регистрационного номера N
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которой уже была дана надлежащая правовая оценка судами нижестоящих инстанций, оснований не согласиться с которой у судебной коллегий суда кассационной инстанции не имеется; по существу эти доводы не содержат указаний на обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда первой инстанции и апелляционном определении, поскольку несогласие административного истца с судебными актами основано на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.