Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 25 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино"), ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ванинский транспортный прокурор в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением, просил обязать АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") установить в местах въезда (прохода) в морской пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино и выезда из него на участках производственно-перегрузочного комплекса N 1 и производственно-перегрузочного комплекса N 1 АО "Порт Ванино" контрольно-пропускные пункты; периметровое ограждение производственно-перегрузочного комплекса N 1 в соответствии с установленными пределами пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино; установить АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") срок исполнения решения суда - 1 (один) год с момента его вступления в законную силу.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 29 ноября 2022 года исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворены частично. На АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу установить в местах въезда (прохода) в морской пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино и выезда из него на участках производственно-перегрузочного комплекса N 1 и производственно-перегрузочного комплекса N 2 АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") контрольно-пропускные пункты и периметровое ограждение производственно-перегрузочного комплекса N 1 в соответствии с установленными пределами пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино. В удовлетворении исковых требований Ванинского транспортного прокурора к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" отказано. С АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края взыскана государственная пошлина в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2023 года дело по иску Ванинского транспортного прокурора передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2023 года решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 29 ноября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 25 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2023 года, административные исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворены. На АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу установить в местах въезда (прохода) в морской пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино и выезда из него на участках производственно-перегрузочного комплекса N 1 и производственно-перегрузочного комплекса N 2 АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") контрольно-пропускные пункты и периметровое ограждение производственно-перегрузочного комплекса N 1 в соответствии с установленными пределами пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино. В удовлетворении административных исковых требований Ванинского транспортного прокурора к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" отказано. С АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края взыскана государственная пошлина в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
8 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино"), поданная через Ванинский районный суд Хабаровского края 30 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения о направлении дела на новое рассмотрение в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела, нарушением оспариваемыми судебными актами прав и законных интересов АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино"). Судами не принято во внимание, что в силу пункта 5 Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 31 марта 2022 года N 107, создание условий для соблюдения данных Правил в пунктах пропуска включает в себя комплекс мер и мероприятий, которые осуществляются в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры - администрацией морских портов. Поскольку администрацией порта Ванино является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива", то положения пункта 5 Правил на АО "Порт Ванино" не распространяются. Деятельность АО "Порт Ванино" заключается в транспортной обработке грузов, т.е. не связана с принятием административных решений. Ограждение не является препятствием для проникновения на территорию пункта пропуска. В качестве инженерного препятствия Портом Ванино применяются таблички с надписью "Checkpoint" и сигнальная лента, разграничивающие зону ограниченного доступа от остальной территории морского порта Ванино в зоне деятельности АО "Порт Ванино".
Строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружении, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" является юридическим лицом, созданным в целях организации проектирования, строительства, реконструкции, оборудования, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ (п. 3.1 Устава, утвержденного распоряжением Минтранса России от 23 июня 2016 года N СА-78р). Реконструкция и обустройство пунктов пропуска является предметом деятельности именно ФГКУ Росгранстрой, что прямо предусмотрено п.3.1 Устава.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2023 года кассационная жалоба представителя АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием систем видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административных ответчиков; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения на кассационную жалобу старшего помощника транспортного прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Барсуковой Е.С, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 данного закона пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и заключается в признании законности пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу Российской Федерации грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы Российской Федерации лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 4730-I открытие пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля.
Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации).
Частью 4 статьи 12 Закона N 4730-I предусмотрено, что порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 25 декабря 2007 года N 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а постановлением от 26 июня 2008 года N 482 - правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Правила N 482).
В соответствии с пунктом 3(1) Правил N 482 проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).
Оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончании которых осуществляется проверка соответствия пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7 названных правил).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 107 утверждены Правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласно пункту 5 которых создание условий для соблюдения физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Правил режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных инженерно-технических, административных, хозяйственных мер и мероприятий, своевременно проводимых и направленных на поддержание инфраструктуры пунктов пропуска в надлежащем состоянии с целью предотвращения нарушений Правил режима. В пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, создание условий для соблюдения Правил режима возложено на администрацию объектов транспортной инфраструктуры (администрацию аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий).
В соответствии с п.11, п.12, п.13 Правил режима, въезд (проход), выезд (выход) в пункт пропуска осуществляется через контрольно-пропускной пункт. Обязанность по контролю за наличием действительных документов на право нахождения на территории пункта пропуска у лиц, въезжающих (входящих), выезжающих (выходящих) в (из) пункт (пункта) пропуска, расположенный (расположенного) в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на администрацию объекта транспортной инфраструктуры. Ответственным за организацию и обеспечение порядка допуска на территорию пункта пропуска, расположенного в пределах объекта транспортной инфраструктуры, к транспортному средству заграничного следования и/или на транспортное средство заграничного следования лиц и транспортных средств в соответствии с настоящими Правилами режима, является администрация объекта транспортной инфраструктуры.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Ванинской транспортной прокуратурой 25 августа 2022 года совместно с начальником отделения пограничного контроля "Ванинский-морской порт" ФИО6 в морском грузовом постоянном многостороннем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино проведена проверка исполнения федерального законодательства при обеспечении функционирования указанного пункта пропуска, в ходе которой выявлены нарушения ст.ст.3, 9, 11, 22 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", п.п.2, 5, 10-13 Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 107, п.п.8, 23, 34 Типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 68, а именно: территория пункта пропуска на участке N 1 (в пределах производственно-перегрузочного комплекса N 1 АО "Порт Ванино") не имеет ограждения по периметру; на въездах (проходах) в пункт пропуска Ванино и выездах из него на участке N 1 (производственно-перегрузочный комплекс N 1 АО "Порт Ванино") и участке N 4 - (производственно-перегрузочного комплекса N 2 АО "Порт Ванино") отсутствуют контрольно- пропускные пункты, контроль доступа лиц и транспортных средств в пункт пропуска непосредственно на въезде (выезде) не осуществляется.
Из ответа начальника отделения пограничного контроля "Ванинский-морской порт" ФИО6 от 23 августа 2022 года N 21/702/11/21-б/н на запрос Ванинской транспортной прокуратуры следует, что территория пункта пропуска, размещения в пределах производственно-погрузочного участка (далее ППУ) N 1 АО "Порт-Ванино" не имеет ограждения по периметру; на территориях пункта пропуска, расположенных в пределах ППУ-1 и ППУ-2 АО "Порт-Ванино", отсутствуют проходные, контроль доступ лиц и транспортных средств в пункт пропуска не осуществляется. Собственником объектов транспортной инфраструктуры на ППУ-1, ППУ-2 порта Ванино является юридическое лицо АО "Порт Ванино", в связи с чем АО "Порт-Ванино" обязано провести комплекс инженерно-технических, административных, хозяйственных мер и мероприятий на ППУ-1 и ППУ-2, обеспечивающих соблюдение правил режима в пункте пропуска.
Полагая, что АО "Порт Ванино" допущены нарушения требований действующего законодательства в области соблюдения режима и организации пограничного контроля в морском пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино, транспортный прокурор обратился в суд.
Удовлетворяя административное исковое заявление суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что материалами дела подтверждается бездействие АО "Порт Ванино", выражающееся в непринятии мер по установлению контрольно-пропускных пунктов, периметровых ограждений в соответствии с требованиями законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности и охрану здоровья на территории Российской Федерации, пришел к выводу о том, что ответчик АО "Порт-Ванино", являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, не выполняет требования указанного выше законодательства по реализации комплекса мероприятий, необходимых для обеспечения режима и организации пограничного контроля в морском пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино, в связи с чем требования Ванинского транспортного прокурора Хабаровского края к АО "Порт Ванино" законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что в настоящем случае реконструкция и обустройство пунктов пропуска является предметом деятельности именно ФГКУ Росгранстрой, нельзя признать обоснованными в силу следующего.
Приведенные в Правилах N 482 требования к пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации и к их техническому оснащению установлены для использования при подготовке технических заданий и проектно-сметной документации при проектировании новых и реконструкции действующих пунктов пропуска.
При этом, осуществлению мероприятий по строительству или реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу предшествуют процедуры по внесению предложения о строительстве или реконструкции, признанию целесообразности данного предложения и принятию нормативно-правового акта о строительстве или реконструкции пункта пропуска, предусмотренного указанными правилами, а также по выделению соответствующих бюджетных средств в рамках федеральной программы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1308-р "О создании федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано учреждение ФГКУ Росгранстрой, согласно пункту 3.1 Устава которого, предметом деятельности учреждения является, в том числе организация оборудования, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В то же время пунктом 2.4 Устава Учреждения установлено, что ФГКУ Росгранстрой обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст.38, п.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приведенным нормам действующего законодательства, ФГКУ Росгранстрой не вправе осуществлять действия, связанные с оснащением и обустройством пунктов пропуска без соответствующего решения главного распорядителя бюджетных средств - Минтранса России и вне утвержденной бюджетной сметы.
Поскольку вопрос о включении в федеральную целевую программу с целью развития инфраструктуры пункта пропуска на участке АО "Порт Ванино" Правительством Российской Федерации не разрешен, при этом морской пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации Ванино не передан в оперативное управление ФГКУ Росгранстрой, оснований для возложения на ФГКУ Росгранстрой обязанности по проведению мероприятий по обустройству и техническому оснащению на участке АО "Порт Ванино", находящемся в коммерческой собственности, за счет средств федерального бюджета не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 25 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино") - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.