Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, следственный изолятор), Министерству финансов Российской Федерации, в котором просил взыскать с административных ответчиков компенсацию за нарушение условий его содержания в следственном изоляторе в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 19 февраля по 31 октября 2022 года он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, администрация которого допускала нарушения его прав. Так, по прибытии в следственный изолятор, он был помещен в общую транзитную камеру к осужденным строгого режима отрицательной направленности. В результате произошедшей ссоры с осужденными ему были нанесены множественные "данные изъяты". В следственном изоляторе он содержался в транзитной камере N 294, затем в камерах Федерального казенное учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России) NN 160, 162, 163, после этого в транзитных камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю NN 302, 224, 54, затем его перевели в камеру N 161 ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, в которой он содержался 30 суток, опасаясь за свою жизнь и свое здоровье. Все его перемещения из одной камеры в другую были связаны с тем, что его сильно избивали сокамерники. Заявления ФИО1 и просьбы о помощи, о снятии побоев были проигнорированы администрацией следственного изолятора, видеонаблюдение в камерах его содержания отсутствовало. 31 октября 2022 года административный истец был переведен в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Хабаровскому краю для дальнейшего отбытия наказания.
Также ФИО1 указывал, что камеры N 54, 224, 294, 302 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю оборудованы ненадлежащим образом: свет тусклый; деревянное покрытие на полах отсутствовало; в камерах имелся одни таз, в котором все содержавшиеся в ней лица вынуждены были стирать одежду, и из этого же таза производили уборку камеры, используя в качестве ветоши личные вещи и полотенце, так как какой-либо ветоши для уборки камеры не было; дезинфицирующие средства для уборки не выдавались; смена постельного белья в банный день не производилась; каких-либо дезинфицирующих мероприятий по камерам администрацией следственного изолятора не осуществлялось; стены, потолки камер были грязные, унитаз и раковины были сломаны.
У ФИО1 имеется ряд заболеваний ("данные изъяты"), которые в результате нарушений условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обострились, кроме того у него выявлено новое заболевание: " "данные изъяты"".
Определением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 27 февраля 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.
15 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 11 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решение и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 декабря 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 марта 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 УИК РФ. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи (части 1, 3 и 7 статьи 76 УИК РФ).
В силу части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 13 УИК РФ при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану их здоровья, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, осужденный ФИО1 19 февраля 2022 года прибыл транзитом в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю для последующего его перемещения в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России для проведения медицинского обследования, а 31 октября 2022 года убыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Административный истец состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к суициду и членовредительству. По прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю он был помещен в камеру N 294, где содержался до 15 марта 2022 года, после чего был переведен в терапевтическое отделение филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России в камеру N 160, 29 марта 2022 года переведен в камеру N 162, 1 июня 2022 года в камеру N 163, 2 августа 2022 года в камеру N 162. 15 августа 2022 года административный истец был выписан из учреждения здравоохранения и помещен в камеру N 302 следственного изолятора, 19 августа 2022 года переведен в камеру N 224, а 1 сентября 2022 года - в камеру N 54. 19 сентября 2022 года переведен в камеру N 161 терапевтического отделения филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, где находился вплоть до 31 октября 2022 года.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, а также приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N 110, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что доводы ФИО1 о нарушении условий его содержания в следственном изоляторе в части поставленных им в административном исковом заявлении вопросов (включая доводы о необеспечении администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю личной безопасности административного истца), не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела. Само по себе перемещение административного истца из одной камеры следственного изолятора в другую не свидетельствует о том, что он подвергался насилию со стороны других осужденных и что в этих камерах не были обеспечены необходимые условия его содержания. Напротив, представленные администрацией следственного изолятора документы подтверждают надлежащее состояние камер, в которых содержался административный истец, а также то, что ФИО1 в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю телесных повреждений не получал; к администрации следственного изолятора обращался только по вопросам: вызова слесаря, вывода на телефонные звонки, вывода на беседу к психологу, тогда как по вопросам обеспечения его личной безопасности заявлений не поступало.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что условия его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю были ненадлежащими, поскольку в камерах следственного изолятора не соблюдались минимальные санитарно-гигиенические требования, - по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела, а также на субъективную переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.