Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Бердуто Алексея Геннадьевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бердуто А.Г. обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю) в котором, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконными действия (бездействие) ответчиков, выразившиеся в ограничении получения им бандероли по одной в год от его представителя в Европейском суде по правам человека (далее - ЕСПЧ) ФИО4, в отказе в выдаче бандероли, поступившей на его имя 24 апреля 2020 года от представителя в ЕСПЧ ФИО4, в запрете получать EMS-отправления от лица, представляющего интересы Бердуто А.Г. в ЕСПЧ, а также в производстве обыска в его камере с досмотром закрытых почтовых отправлений, полученных от представителя в ЕСПЧ ФИО5 Кроме того, административный истец просил взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 рублей.
Определениями Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 14 декабря 2020 года и от 14 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены: начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО6 и Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 октября 2021 года решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 июня 2021 года отменено в части отказа в признании незаконным отказа в выдаче бандероли Бердуто А.Г, поступившей 24 апреля 2020 года от его представителя в ЕСПЧ ФИО4 В данной части по делу принято новое решение, которым отказ в выдаче бандероли Бердуто А.Г, поступившей 24 апреля 2020 года от его представителя в ЕСПЧ ФИО4 признан незаконным. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2022 года, решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 2 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 октября 2021 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Бердуто А.Г. о признании незаконными действий (бездействия) ответчиков, выразившихся в ограничении получения им в качестве переписки бандероли по одной в год от представителя в ЕСПЧ ФИО4, в запрете получать EMS-отправления от лица, представляющего интересы Бердуто А.Г. в ЕСПЧ, а таже о взыскании компенсации за нарушения условий содержания в исправительном учреждении отменено. Административное дело в данной части направлено на новое рассмотрение в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края в ином составе суда.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 30 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года, административные исковые требования Бердуто А.Г. удовлетворены, признаны незаконными действия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ограничении получения им в качестве переписки бандероли по одному разу в год от представителя в ЕСПЧ ФИО4, в запрете получать EMS-отправления от лица, представляющего интересы Бердуто А.Г. в ЕСПЧ. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Бердуто А.Г. взыскана денежная компенсация в размере 3 000 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
15 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 3 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 декабря 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 30 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В силу частей 2 и 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Частями 2 и 3 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль писем, почтовых карточек, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения или его заместителя (часть 3 статьи 91 УИК РФ).
Пунктом "в" части 3 статьи 125 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима имеют право получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года.
Порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей в спорный период 2019-2020 годов регулировался главой XVI действовавших до 16 июля 2022 года Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка).
Между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания (пункт 103 Правил внутреннего распорядка).
В соответствии с пунктом 104 Правил внутреннего распорядка посылки, передачи с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок и передач, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 УИК РФ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных и включающий, помимо прочего, ограничение количества посылок, бандеролей и передач, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).
Вместе с тем из системного толкования положений статей 90, 91, 95, 125 УИК РФ, а также из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О, следует, что посылки и бандероли, содержащие копии материалов уголовного дела, получаемые в целях последующего обращения за судебной защитой, в том числе в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, не могут включаться в количество посылок и бандеролей, которые вправе получать осужденный, поскольку иное препятствовало бы реализации прав осужденного на судебную защиту и прав на подачу письменных обращений с предложениями, заявлениями, жалобами и ходатайствами.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, Бердуто А.Г. с 1 марта 2018 года отбывает уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В соответствии с актом от 24 апреля 2020 года бандероль N весом 529 гр. поступившая в адрес Бердуто А.Г. от его представителя в ЕСПЧ ФИО4 была возвращена администрацией исправительного учреждения отправителю ввиду ненаступления срока получения очередной бандероли (предыдущая бандероль выдана 12 июля 2019 года в соответствии с записью в карточке учета выдачи посылок, передач и бандеролей).
Кроме того, администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю устанавливался запрет на получение осужденным EMS-отправления от представителя в ЕСПЧ.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Кировский районный суд города Хабаровск Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Правил внутреннего распорядка, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что поскольку посылки и бандероли, содержащие документы для последующего обращения за судебной защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в спорный период не подлежали включению в общее количество посылок и бандеролей, которые был вправе получать осужденный, администрацией исправительного учреждения были допущены нарушения прав административного истца. Указанное правило подлежало распространению и на EMS-отправления от представителя административного истца в ЕСПЧ. При снижении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации с заявленных 200 000 рублей до 3 000 рублей, суд первой инстанции учел объем и характер допущенных нарушений прав административного истца, продолжительность этих нарушений, а также исходил из принципов разумности и справедливости. Кроме того, в пользу ФИО1 на основании положений статьи 111 КАС РФ были взысканы понесенные им по делу судебные расходы на уплату государственной пошлины сумме 300 рублей.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Указание в кассационной жалобе на то, что положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года (далее - Конвенция), не подлежат применению на территории Российской Федерации в связи с прекращением членства Российской Федерации в Совете Европы, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного спора, поскольку Конвенция и протоколы к ней в отношении Российской Федерации прекратили свое действие с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28 февраля 2023 года N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы"), тогда как нарушения прав Бердуто А.Г. были допущены в 2020 году, то есть в тот период времени, когда у административного истца имелось право на обращение в ЕСПЧ.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов нижестоящих инстанций по установленным ими обстоятельствам административного дела и по результатам оценки имеющихся в деле доказательств, эти доводы не подтверждаются материалами дела, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем они не могут служить предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.