Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Емельяновой Милы Владимировны на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-7326/2023, по административному иску Емельяновой Милы Владимировны к Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Емельянова М.В. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным иском, в котором просила признать незаконным заключение Комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении ее в Единый государственный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем; возложить обязанность на ответчика включить Емельянову М.В. в Единый государственный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
В обоснование иска истец указала, что ранее до достижения возраста 23 лет состояла на учете в органе опеки и попечительства Момского района Республики Саха (Якутия) по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, решением Исполнительного комитета Момского районного Совета народных депутатов ЯАССР от ДД.ММ.ГГГГ ей был назначен опекун. В целях использования права на внеочередное получение жилья как лицо, относящееся к указанной категории детей-сирот, обратилась по месту проживания в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о включении ее в реестр лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, подлежащих обеспечением жильем, в удовлетворении которого заключением комиссии Окружной администрации города Якутска отказано. Считает данное решение незаконным, нарушающим ее права, поскольку нормы Жилищного кодекса РФ и Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставят право на предоставление жилья в зависимость от времени включения в список, право лиц, относившихся к данной категории, сохраняется до их фактического обеспечения жилым помещением.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2023 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
22 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Емельяновой М.В, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 2 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на положения п.п.1-3 Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 года N397, указывает, что действующим законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями. Поскольку до достижения возраста 23 лет, в 1998 году она состояла на учете в органе местного самоуправления в другом районе Якутии, то полагает, что она состояла и на учете на получение жилья.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2023 года кассационная жалоба Емельяновой М.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание, организованное по ходатайству истца с использованием видеоконференц-связи, не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
В данном случае такие нарушения норм процессуального и материального права не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, ли их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается возможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого объекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 3 статьи 8 указанного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (абзац 5 пункта 3 статьи 8).
Пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (Правила N 397).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Из анализа положений указанного законодательства, регулирующего спорные правоотношения следует, что по общему правилу дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке и иными мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, указанных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении требований Емельяновой М.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что до 2023 года истец с заявлением о включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Якутска, не обращалась, в том числе в период с 18 до 23 лет, при этом каких-либо обстоятельств, не позволивших своевременно обратиться за реализацией жилищных прав, не установлено, тем самым истцом указанное право утрачено.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Судами установлено, что Емельянова М.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учете по месту жительства - в Момском районе Республики Саха (Якутия - как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на основании решения Исполнительного комитета N от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении права опеки ФИО5". Согласно данному решению мать истца - ФИО1 - умерла ДД.ММ.ГГГГ, бабушка - ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в актовую запись и в свидетельство о рождении внесены по заявлению матери.
Из пояснений Емельяновой М.В. следует, что в несовершеннолетнем возрасте проживала в Момском районе, в ДД.ММ.ГГГГ году выехала в город Якутск, где проживает по настоящее время, сведениями об обращении опекуна в орган опеки и попечительства по месту жительства об обеспечении жильем не обладает, в городе Якутске до мая 2023 года заявление о включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Якутска, не подавала.
ДД.ММ.ГГГГ решением Комиссии Окружной администрации города Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в удовлетворении заявления Емельяновой М.В. о включении в указанный список отказано в виду достижения ею возраста 41 год на момент обращения.
Руководствуясь указанными выше нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, отказывая в удовлетворении административного иска, суд обоснованно исходил из того, что истец не состоит и ранее не состояла на учете как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилищном обеспечении, с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями до достижения возраста 23 лет Емельянова М.В. не обращалась, обратилась лишь в 2023 году в возрасте 41 года, при этом судом не установлено наличие объективных и исключительных причин, объективно препятствовавших обращению истца за реализацией жилищных прав до достижения возраста 23 лет.
Гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет, что прямо следует из преамбулы к данному закону. Предоставление жилого помещения лицам старше 23-летнего возраста, которые ранее относились к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, возможно только при наличии уважительных причин, которые свидетельствовали бы о невозможности своевременной реализации данного права, либо о наличии препятствий для реализации данного права.
Установив, что истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о включении ее в список нуждающихся в жилых помещениях как лицо, имеющее предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, не обращалась, доказательств уважительности причин, по которым она не была своевременно поставлена на такой учет, не представила, суды обоснованно отказали в удовлетворении ее требований, учитывая, что на момент обращения с заявлением о включении в указанный список Емельянова М.В. достигла возраста 41 год.
Доводы кассационной жалобы заявителя являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами предыдущих инстанций фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, что истец в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации и Правилами формирования списка постановки на учет лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, подлежит включению в список, подлежит отклонению, поскольку административным истцом не представлено и судами не установлено наличие уважительных причин, которые свидетельствовали бы о невозможности своевременной реализации данного права, либо о наличии препятствий для реализации данного права.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовые позиции административного истца и административного ответчика, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующие позиции сторон уже были исследованы нижестоящими судами и верно отклонены в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационная жалоба Емельяновой Милы Владимировны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.