Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Куркина Василия Ивановича на решение Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года, принятые по административному делу N 2а-58/2023, по административному иску прокурора Соболевского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к Главе Соболевского муниципального района Камчатского края Куркину Василию Ивановичу о признании решения незаконным, досрочном прекращении полномочий.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, выслушав пояснения административного истца Куркина В.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Соболевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Соболевского муниципального района Камчатского края (далее - Соболевский район), обратился в суд с административным исковым заявлением к главе Соболевского муниципального района Камчатского края (далее - Глава) Куркину В.И, Думе Соболевского муниципального района Камчатского края (далее - Дума Соболевского района), в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение Думы Соболевского района от ДД.ММ.ГГГГ N "О рассмотрении представления прокурора Соболевского района"; признать досрочно прекращенными ДД.ММ.ГГГГ полномочия Главы в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), Федеральным законом от 3 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой Соболевского района проверки исполнения администрацией Соболевского района законодательства о противодействии коррупции установлено наличие конфликта интересов при осуществлении Главой Соболевского муниципального района Камчатского края Куркиным В.И. своих полномочий и бездействие по их урегулированию. В частности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, состоя с Главой Куркиным В.И. в близких, в том числе имущественных отношениях, способных повлиять на беспристрастное исполнение Главой своих должностных обязанностей, являлась руководителем Управления образования, социальной и молодежной политики администрации Соболевского района, что свидетельствовало о наличии между указанными лицами конфликта интересов, заключающегося в личной заинтересованности ФИО5 в получении выгод (преимуществ) от замещения должности муниципальной службы. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Глава Куркин В.И. был зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО6, что свидетельствовало о наличии между ними имущественных отношений. При этом Куркиным В.И. меры к урегулированию конфликта интересов с подрядчиком ФИО6 по ряду муниципальных контрактов, заключенных с администрацией Соболевского района в октябре 2021 года, не приняты. Прокурор полагает, что неисполнение Главой требований антикоррупционного законодательства носило системный характер. Меры к исключению конфликта интересов с ФИО5 и ФИО6 приняты административным ответчиком только после вмешательства органов прокуратуры.
Вышеуказанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ в Усть-Большерецком районном суде Камчатского края административного дела по иску прокурора Соболевского района. Судебным решением факты несоблюдения Главой требований Закона о противодействии коррупции и Федерального закона N 131-ФЗ признаны установленными; на Думу Соболевского района возложена обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Соболевского района Куркина В.И. в связи с утратой доверия за несоблюдение требований антикоррупционного законодательства. Между тем, решением Думы Соболевского района от ДД.ММ.ГГГГ N представление прокурора Соболевского района от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ставился вопрос об удалении Главы Куркина В.И. в отставку в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции, отклонено с мотивировкой об урегулировании возникшего конфликта интересов и истечении срока полномочий главы Соболевского района в ноябре 2022 года.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Камчатского края Солодов В.В.
Решением Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 5 апреля 2023 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года требования прокурора удовлетворены.
Признано незаконным решение Думы Соболевского муниципального района Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О рассмотрении представления прокурора Соболевского района". Признаны досрочно прекращенными ДД.ММ.ГГГГ полномочия главы Соболевского муниципального района Камчатского края Куркина Василия Ивановича в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года решение Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 5 апреля 2023 года изменено в части установления даты прекращения полномочий главы Соболевского муниципального района Камчатского края Куркина Василия Ивановича в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определена дата прекращения полномочий главы - с ДД.ММ.ГГГГ.
29 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационная жалоба Куркина В.И. и дополнение к ней, поданные через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края 7 ноября 2023 года, в которых ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней административный ответчик ссылается на то, что с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку вправе обратиться лишь высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации либо депутаты представительного органа муниципального образования. Прокурор не вправе требовать досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования путем удаления его в отставку. Кроме того, ссылаются на отсутствие у прокурора полномочий на обращение в суд с требованием о досрочном прекращении полномочий Главы. Заявитель также ссылается на отсутствие конфликта интересов, поскольку бывшая супруга истца Куркина Н.Н. как руководитель управления подчинялась заместителю главы администрации, размер ее оклада определен на основании соответствующего решения Думы Соболевского района; согласование ей премии носило разовый характер в связи с нахождением заместителя Главы в отпуске, размер премии определен в соответствии с решением Думы.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции 5 декабря 2023 года кассационная жалоба Куркина В.И. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо административного ответчика Куркина В.И. и прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав административного ответчика, прокурора с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" на прокуроров возложена обязанность систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки прокуратурой Соболевского района Камчатского края исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено несоблюдение Главой Куркиным В.И. требований Закона о противодействии коррупции, Федерального закона N 131-ФЗ, выразившееся в непринятии мер по исключению конфликта интересов с супругой Куркиной Н.Н, индивидуальным предпринимателем Максаевым A.В, что отражено в представлении прокурора Соболевского района от ДД.ММ.ГГГГ, внесенного на рассмотрение Думы Соболевского района.
Решением Думы Соболевского района от ДД.ММ.ГГГГ настоящее представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ отклонено, что послужило основанием для обращения с административным иском в суд о признании решения представительного органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности на Думу принять решение о прекращении полномочий Главы Куркина В.И. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом N 131-ФЗ.
Решением Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора удовлетворены частично, признано незаконным решение Думы Соболевского района от ДД.ММ.ГГГГ, на представительный орган возложена обязанность на ближайшем заседании рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы Куркина B.И. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом N 131-ФЗ.
Решением Думы Соболевского района от ДД.ММ.ГГГГ N представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ вновь отклонено в связи с принятием Главой Куркиным В.И. мер к исключению конфликта интересов, а именно, ДД.ММ.ГГГГ Куркина Н.Н. уволена с должности руководителя Управления образования администрации Соболевского муниципального района; Куркин В.И. снялся с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ФИО6
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь, положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьями 39, 218, 277 КАС РФ, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, исходил того, что Куркиным В.И. нарушено антикоррупционное законодательство, что в силу действующего законодательства является основанием для прекращения его полномочий как главы Соболевского муниципального района, учитывал, что оспариваемым решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ фактически исключена возможность наступления для Главы предусмотренной законом ответственности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральными законами N 273-ФЗ и N131-ФЗ, чем нарушены права неопределенного круга лиц.
Изменяя решение суда в части даты, с которой досрочно прекращены полномочия Куркина В.И. в должности Главы в связи с утратой доверия, суд апелляционной инстанции учитывал дату фактического прекращения полномочий Главы, а также то, что новый Глава ФИО8 избран на должность ДД.ММ.ГГГГ, и вступил в должность 22 марта сроком до ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание принцип непрерывности осуществления муниципальной власти для решения вопросов местного значения в данном муниципальном образовании, пришел к выводу, что датой прекращения полномочий Главы Куркина В.И. досрочно в связи с утратой доверия, является ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ, Закон о противодействии коррупции).
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона N131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N273-ФЗ, и другими Федеральными законами.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона N131-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 3 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.
Закон о противодействии коррупции устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта.
В силу пункта 1 части 3 статьи 10 настоящего закона на муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Закона о противодействии коррупции под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1* статьи 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 статьи 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о противодействии коррупции противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Часть 4.1 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Статьей 11 Федерального закона N 273-ФЗ определен порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4 и 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона N131-ФЗ, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Из части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии частью 1 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ.
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, подтверждающих, что главой Соболевского района Куркиным В.И. меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов своевременно приняты не были, суды обоснованно пришли к выводу, что главой Соболевского района Куркиным В.И. в период исполнения своих полномочий допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие последствие ввиде удаления в отставку.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на отсутствие у прокурора полномочий на обращение в Думу Соболевского района с соответствующим представлением и с административным иском в суд были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, обосновано мотивированно отклонены, поскольку из приведенных выше норм следует, что действующее правовое регулирование предусматривает решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных федеральными законами; прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии коррупции.
Вопреки доводам кассационной жалобы факт неисполнения главой Соболевского района Камчатского края Куркиным В.И. обязанности по предотвращению и своевременному урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", подтверждается материалами дела.
Ссылка в кассационной жалобе административного ответчика на пропуск прокурором десятидневного срока на обращение в суд, предусмотренного частью 2 статьи 219 КАС РФ подлежит отклонению, поскольку положения части 2 статьи 219 КАС РФ применяются исключительно в отношении лиц, удаленных в отставку представительным органом местного самоуправления.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 20 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Куркина Василия Ивановича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.