Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области, начальника УФСИН России по Магаданской области Шека Александра Васильевича на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 3 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Бикеева Артура Рамильевича к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области, начальнику УФСИН России по Магаданской области Шеку А.В, ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Магаданской области" о присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бикеев А.Р. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с административным исковым заявлением, просил взыскать с УФСИН России по Магаданской области компенсацию в сумме 10 000 (десять тысяч) руб. за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившееся в непредоставлении ему в установленный срок ответа на обращение о нарушении прав осужденных сотрудниками МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-49 г.Магадана, что повлекло ограничение его права на обжалование принятого решения в суд.
Определением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 13 июня 2023 года к участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура по Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 3 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 октября 2023 года, административные исковые требования Бикеева А.Р. удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Бикеева А.Р. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в сумме 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
29 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области, начальника УФСИН России по Магаданской области Шека А.В, поданная через Магаданский городской суд Магаданской области 14 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по административному делу нового решения без передачи дела на новое рассмотрение со ссылкой на то, что судами не принято во внимание, что административным истцом был своевременно получен ответ на обращение. Бикеевым А.Р. не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Судами не учтено, что, в нарушение требований КАС РФ, административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд и не представлены доказательства уважительной причины такого пропуска.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 декабря 2023 года кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области, УФСИН России по Магаданской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились: административный истец, представители административных ответчиков; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
По смыслу части 1 статьи 9, пункта 4 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 152 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб выдаются осужденным к лишению свободы на руки под расписку не позднее трех рабочих дней после дня их поступления в исправительное учреждение. При отказе осужденного к лишению свободы хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области Бикеев А.Р. в период с 14 апреля 2022 года по 24 апреля 2023 года переводился для отбывания меры взыскания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Магаданской области.
28 ноября 2022 года Бикеевым А.Р. в прокуратуру Магаданской области подано обращение о нарушении прав осужденных сотрудниками МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-49, которое 29 декабря 2022 года передано для рассмотрения начальнику УФСИН России по Магаданской области Шеку А.В, получено им 30 декабря 2022 года, и 23 января 2023 года на обращение дан ответ посредством направления через информационную систему "Электронный документооборот УИС" в адрес ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Магаданской области" для вручения осужденному Бикееву А.Р.
Данный ответ вручен Бикееву А.Р. только 2 июня 2023 года.
Полагая, что действиями административного ответчика нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, Бикеев А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Частично удовлетворяя административные исковые требования Бикеева А.Р, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из доказанности допущенного ФКУ "ИК-3 УФСИН России по Магаданской области" незаконного бездействия, выразившегося в невручении осужденному поступившего в учреждение ответа на обращение в установленные Правилами внутреннего распорядка сроки, в связи с чем, принимая во внимание характер нарушения, взыскал в пользу административного истца компенсацию за нарушение условий содержания в размере 2 000 руб. 00 коп.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 3 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФСИН России, УФСИН России по Магаданской области, начальника УФСИН России по Магаданской области Шека А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.