Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу", Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействия) незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" (далее - ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, исправительное учреждение), в котором просил:
- признать незаконным бездействие ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, выразившееся в невозвращении административному истцу портативного DVD плеера "XPX" со встроенным ТВ тюнером в комплекте с пультом - 1 шт, в адаптером питания - 1 шт, с джойстиком для игр - 1 шт, с антенной - 1 шт.;
- обязать административного ответчика незамедлительно выслать в адрес Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), где в настоящее время отбывает наказание ФИО1, указанное имущество.
Определением судьи Николаевско-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 29 ноября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.
28 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края 7 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо административного истца, представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 января 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 июня 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Определяя права и обязанности осужденных, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания и возлагая на осужденных обязанность соблюдать требования федеральных законов, устанавливающих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 1 статьи 1, части 2 и 4 статьи 10, часть 2 статьи 11, часть 11 статьи 12 УИК РФ).
Осужденным, кроме переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц (части 2 и 3 статьи 94 УИК РФ).
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые в соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждались действовавшие до 16 июля 2022 года Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).
В приложении 1 к Правилам внутреннего распорядка устанавливался перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в пункте 17 которого была поименована видео-, аудиотехника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования), телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и с встроенными медиаплеерами, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу. В примечании 4 к названному пункту указывалось, что телевизионные приемники и радиоприемники используются только для коллективного прослушивания и устанавливаются в местах, определенных администрацией исправительного учреждения.
Согласно пункту 52 Правил внутреннего распорядка запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. При переводе осужденных в другое исправительное учреждение изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе исправительного учреждения, по заявлению осужденных пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осужденных, а при отсутствии денежных средств на лицевых счетах осужденных - пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Указание Правил внутреннего распорядка на использование телевизионных приемников и радиоприемников только для коллективного пользования и в местах, определенных администрацией исправительного учреждения, исключало возможность нахождения таких предметов в единоличном владении и пользовании осужденного.
Таким образом, теле- и радиоприемники, поступившие осужденным, в том числе в посылках, подлежали установлению в местах коллективного пользования, определяемых администрацией исправительного учреждения, по заявлению такого осужденного. При этом до момента подачи и удовлетворения подобного заявления указанные предметы по постановлению начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего, подлежали изъятию и передаче на склад для хранения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1, осужденный к пожизненному лишению свободы, в настоящее время отбывает данное уголовное наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
С 7 июля 2007 года по 27 декабря 2020 года административный истец содержался ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.
В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО1 ссылался на то, что в период нахождения в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО у него имелось два DVD-плеера:
- DVD-плеер "Divx player", dvd-LS 122T, который впоследствии был переслан в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и получен им 8 апреля 2021 года;
- DVD-плеер XPX, который после его перевода 27 декабря 2020 года в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в нарушение требований действующего законодательства не пересылался к новому месту отбытия наказания администрацией ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.
Разрешая административный спор, Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Правил внутреннего распорядка, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку ФИО1 при убытии из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО получил все имеющиеся у него вещи и предметы, каких-либо претензий к администрации исправительного учреждения он не имел. Доводы административного истца о наличии у него на момент перевода в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю двух DVD-плееров не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, согласно которым по состоянию на 27 декабря 2020 года за административным истцом числился один DVD-плеер, полученный им 1 сентября 2015 года в посылке от отправителя ФИО4, тогда как посылок 1 сентября 2017 года от отправителя ФИО5 со вторым DVD-плеером, на что ссылается ФИО1, в адрес осужденного согласно его личной карточке учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей вообще не поступало. Полученная административным истцом 16 ноября 2017 года от отправителя " "данные изъяты"" посылка DVD-плеера не содержала.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к таким выводам, подробно изложены в оспариваемых судебных актах со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, а также на имеющиеся в деле доказательства.
Все доводы кассационной жалобы административного истца по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций по установленным ими обстоятельствам административного дела, а также на переоценку имеющихся в деле доказательств, однако такие доводы не могут служить предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 7 июня 2023 года решение оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.