Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Соколовой Л.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков МВД России, УМВД России по Сахалинской области Лопаревой Ю.В. на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 октября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Чаплыгина ФИО6 к ОМВД России по городскому округу "Смирныховский", УМВД России по Сахалинской области, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чаплыгин Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" о взыскании компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период его содержания под стражей с 21 по 29 ноября 2019 года в ИВС ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" при организации питания не соблюдались требования санитарно-эпидемиологического законодательства, раздача пищи производилась сотрудниками ИВС в служебной форме без использования средств индивидуальной защиты для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищи, в связи с чем его жизнь и здоровье подверглись опасности.
Определением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 25 апреля 2023 года и протокольным определением от 29 мая 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 13 июля 2023 года суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 27 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 октября 2023 года, административные исковые требования Чаплыгина Н.А. удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Чаплыгина Н.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей.
22 ноября 2023 года представителем административных ответчиков МВД России, УМВД России по Сахалинской области Лопаревой Ю.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Чаплыгиным Н.А. административных исковых требований в связи с отсутствием оснований для присуждения административному истцу компенсации морального вреда.
Лица, участвующее в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Разрешая заявленные Чаплыгиным Н.А. требования, суды, руководствуясь положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 4, 17.1, 23, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", правовыми позициями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32, и с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что в период нахождения Чаплыгина Н.А. в ИВС ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" с 21 по 29 ноября 2019 года ему предоставлялось трехразовое питание в одноразовых контейнерах, при этом раздача питания осуществлялась сотрудниками ИВС с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, установленных Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", при отсутствии соответствующей профессиональной гигиенической подготовки, медицинских осмотров лиц, допущенных к работе с пищевыми продуктами, пришли к выводу о нарушении условий содержания истца под стражей и взыскании в этой связи компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.
При определении размера взыскиваемой в пользу Чаплыгина Н.А. компенсации морального вреда судом учтены обстоятельства, при которых были допущены нарушения условий его содержания в ИВС, характер и продолжительность нарушений, отсутствие каких-либо негативных последствий для административного истца, а также требования разумности и справедливости.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно статье 4 названного федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (статья 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
Статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (пункт 122).
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что работники, занятые на работах, которые связаны с обращением пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа (пункт 8 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются, в том числе при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
В период возникновения спорных правоотношений действовали СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 "Организация общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года, в соответствии с которыми лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке (пункт 13.1), работники организации обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе использовать чистую санитарную одежду (пункт 13.4).
Установив, что в период содержания Чаплыгина Н.А. в ИВС ОМВД России по городскому округу "Смирныховский" с 21 по 29 ноября 2019 года не соблюдались указанные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования при организации питания лиц, помещенных в изолятор временного содержания, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении условий содержания административного истца под стражей и наличии предусмотренных статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для присуждения в его пользу компенсации морального вреда.
Все заслуживающие внимание обстоятельства, влияющие на размер компенсации морального вреда, судами учтены в полном объеме, сумма компенсации морального вреда, взысканная в пользу Чаплыгина Н.А, является соразмерной последствиям допущенного нарушения условий его содержания в ИВС и обеспечивает компенсацию причиненных ему нравственных страданий.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, установление несоответствия условий содержания под стражей требованиям законодательства не может не свидетельствовать о нанесении морального вреда.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД России, УМВД России по Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.