Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 24 мая 2023 года, принятые по административному делу N 2а-1232/2023, по административному иску Тупицы Виктора Леонидовича, Тупицы Тамары Вячеславовны, Полькиной Миланы Сулумбековны, Тупицы Ирины Викторовны, Довиденко (Тупицы) Анастасии Викторовны к Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тупица В.Л, Тупица Т.В, Полькина М.С, Тупица И.В, Довиденко (Тупица) А.В. обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управления Росреестра по Приморскому краю, Росреестр) от N N от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении, осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении жилого помещения по адресу; "адрес"; возложить на Управление Росреестра по Приморскому краю обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В обоснование иска указано, что на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартир в собственность граждан, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на указанное жилое помещение, предоставив архивную копию договора на передачу квартир в собственность граждан и решение малого Совета Уссурийского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена государственная регистрация прав по заявлению истцов на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по тем основаниям, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав; заявителям рекомендовано представить экземпляр - подлинник договора на передачу квартир в собственность граждан.
В качестве дополнительных документов ДД.ММ.ГГГГ в Росреестр истцами представлены инвентарное дело N от ДД.ММ.ГГГГ с дубликатом договора на передачу квартир в собственность граждан. Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ действия по регистрации прав в отношении жилого помещения приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ, по аналогичным основаниям, так как представленный документ не является подлинником документа, подтверждающего ранее возникшее и зарегистрированное право административных истцов на жилое помещение.
С решением регистрирующего органа административные истцы не согласны, считают, что органом не соблюден установленный частью 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок регистрации, поскольку не направлен в КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" межведомственный запрос о предоставлении документов, подтверждающих ранее осуществленную государственную регистрацию, права объекта недвижимости.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 7 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 24 мая 2023 года, признано незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю "адрес" N N о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", ; "адрес".
На Управление Росреестра по Приморскому краю возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации прав в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Приморский; край, "адрес".
6 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления Росреестра по Приморскому краю, поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 23 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении требований административных истцов.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что уведомление о приостановлении осуществления государственной регистрации права является законным и обоснованным, поскольку основанием для приостановления регистрационных действий в отношении объекта недвижимости, послужили такие основания как не предоставление подлинника договора на передачу квартир в собственность граждан. Кроме этого указано, что административные истцы не лишены права избрать иной способ защиты своих прав и законных интересов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 года кассационная жалоба Управления Росреестра по Приморскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением: установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав регламентированы статьей 21 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 21 Федерального закона N218-ФЗ документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора установлены статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
В частности, пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного Закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Уссурийском БТИ ДД.ММ.ГГГГ Nкн-2-65 и в Исполнительном комитете Уссурийского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Административные истцы обратились в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав в отношении указанного жилого помещения.
Уведомлением регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ N государственная регистрация прав приостановлена, поскольку заявителями не представлен экземпляр-подлинник договора на передачу квартир в собственность граждан.
Административные истцы представили на бумажном носителе экземпляр электронного документа договора на передачу квартир в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ, полученный в Уссурийском отделении КГАУ "МФЦ Приморского края", заверенный подписью и печатью уполномоченного сотрудника Уссурийского отделения КГАУ "МФЦ Приморского края" ФИО9 и копию договора на передачу квартир в собственность граждан на бумажном носителе из МКУ "Архив Уссурийского городского округа", заверенного печатью и подписью должностного лица - директора МКУ "Архив Уссурийского городского округа" - ФИО10
Вместе с тем ответчиком принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N N о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, истцам повторно предложено представить подлинник договора на передачу квартир в собственность граждан.
Удовлетворяя требования административного истца, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что представленные административными истцами на регистрацию документы заверены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями законодательства, и подтверждают наличие прав административных истцов на заявленный к регистрации объект, а утрата административными истцами экземпляра - подлинника договора на передачу квартир в собственность граждан, исключает возможность устранения причин приостановления государственной регистрации права собственности административных истцов, пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации права.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судами установлено, что договор на передачу в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ составлен в трех экземплярах, из которых один находится в делах нотариальной конторы, второй выдан "Покупателю", третий - "Продавцу" (л.д.13, 14), вместе с тем административные истцы утратили экземпляр-подлинник. В то же время представленные административными истцами на регистрацию документы заверены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями законодательства.
Принимая во внимание отсутствие у административных истцов их экземпляра-подлинника по причине его утраты, государственный регистратор вправе в рамках проведения правовой экспертизы представленных документов, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности, самостоятельно получить информацию справочного характера в информационных базах данных (подпункт 3 пункта 218 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278).
Оценив установленные по делу обстоятельства применительно к требованиям Закона, регулирующего правоотношения по государственной регистрации недвижимости, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о незаконности приостановления осуществления государственной регистрации права собственности административных истцов на указанную выше квартиру.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам. Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и выводы судебных инстанций.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 24 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.