Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сукаленко Антона Андреевича на решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 24 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Суда Еврейской автономной области от 27 сентября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-450/2023, по административному иску Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" к Сукаленко Антону Андреевичу об установлении административного надзора и административных ограничений.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Лечебно-исправительное учреждение N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" (далее - ФКУ ЛИУ N УФСИН России по ЕАО) обратилось в Облученский районный суд Еврейской автономной области с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просило установить административный надзор осужденному Сукаленко А.А. после освобождения из мест лишения свободы сроком на 3 (три) года с установлением административных ограничений: обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или фактического нахождения; запрет на выезд за пределы муниципального образования, которое им избрано при освобождении местом жительства, пребывания или фактического нахождения.
В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Сукаленко А.А. осужден Смидовичским районным судом Еврейской автономной области по статье 314.1 части 1 УК РФ с применением статей 70 части 1, 74 части 4 УК РФ к 2 годам 10 дням лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С ДД.ММ.ГГГГ Сукаленко А.А. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ N УФСИН России по Еврейской автономной области. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, срок отбытия наказания истекает ДД.ММ.ГГГГ. После освобождения убывает по адресу: Еврейская автономная область, "адрес". ДД.ММ.ГГГГ Облученским районным судом Еврейской автономной области в отношении Сукаленко А.А. был установлен административный надзор на 3 года.
Решением Облученского районного суда Еврейской автономной области от 24 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Суда Еврейской автономной области от 27 сентября 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
В отношении Сукаленко А.А. установлен административный надзор на срок 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета выезда за пределы муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района ЕАО. Срок административного надзора исчисляется со дня постановки Сукаленко А.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
13 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Сукаленко А.А, поданная через Облученский районный суд Еврейской автономной области 29 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных решений.
В обоснование кассационной жалобы административный истец ссылается на то, что у него отсутствует постоянное место жительство, в связи с чем, возложенные на него ограничения о запрете выезда за пределы муниципального образования подлежат снятию. Кроме того, просит снизить количество явок в органы внутренних дел до одной в месяц.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2023 года кассационная жалоба Скукаленко А.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ, Закон об административном надзоре).
В соответствии со статьей 2 Закона административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Облученского районного суда Еврейской автономной области от 27 марта 2020 года, вступившим в законную силу 15 июня 2020 года, в отношении Сукаленко А.А. был установлен административный надзор на 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 16 апреля 2019 года, которым он осужден по статье 166 части 1 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, до даты постановки на учёт в ОВД по избранному месту жительства, пребывания и фактического нахождения для регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ Сукаленко А.А. осужден приговором Смидовичского районного суда Еврейской автономной области по статье 158 части 2 пункта "а" УК РФ к 2 годам лишения свободы, условно, с испытательным сроком 2 года.
ДД.ММ.ГГГГ приговором Смидовичского районного суда Еврейской автономной области Сукаленко А.А. осужден по статье 314.1 части 1 УК РФ, с примененном статей 70 части 1, 74 части 4 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к 2 годам 10 дням лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с частью 3 статьи 15 УК РФ совершенное Сукаленко А.А. преступление (статья 158 часть 2 пункт "а" УК РФ) относится к категории средней тяжести.
В соответствии с пункта "в" части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступлении небольшой или средней тяжести, - по истечении трёх лет после отбытия наказания.
Разрешая требования исправительного учреждения и устанавливая административный надзор Сукаленко А.А. на срок 3 года, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытии наказания и административные ограничения, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Сукаленко А.А. относится к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, так как он совершил преступление в период нахождения под административным надзором, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Закона об административном надзоре.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Количество явок в месяц поднадзорного лица в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации - два раза в месяц-, определено судом с учетом обстоятельств дела в допустимых пределах.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ одним из административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, является запрещение выезда за установленные судом пределы территории. При этом, в силу пункта 3 части 2 статьи 4 указанного Федерального закона, установление судом такого вида административного ограничения является обязательным в случае, если
поднадзорное лицо не имеет постоянного места жительства или пребывания.
Из материалов дела следует, что что административный ответчик Сукаленко А.А. зарегистрирован по адресу "адрес" ЕАО, "адрес", до осуждения по приговору от ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу в "адрес" ЕАО, "адрес". Как следует из показаний административного ответчика, он постоянного места жительства не имеет.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что административные ограничения, установленные судом, в том числе и запрет на выезд за пределы муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района ЕАО, не носят произвольного характера, определены с учетом положений действующего законодательства и направлены на недопущение антиобщественного поведения и совершения административным ответчиком новых преступлений, призваны обеспечить воспитательное воздействие, не могут быть истолкованы как нарушающие конституционное право на свободу, поскольку установлены федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводом суда апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Облученского районного суда Еврейской автономной области от 24 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Суда Еврейской автономной области от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сукаленко Антона Андреевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.