Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зиганшин И.К., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации Елизовского городского поселения Чайка А.С. на апелляционное определение судьи Камчатского краевого суда от 5 июня 2023 года, принятое по заявлению администрации Елизовского городского поселения о прекращении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
администрация Елизовского городского поселения обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 50521/20/41026-ИП от 10 июня 2020 года в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа.
Заявленное требование мотивировано тем, что решением Елизовского районного суда Камчатского края от 14 мая 2018 года на администрацию Елизовского городского поселения возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года обеспечить постановку на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения по улицам Кировской, Ключевской, Кольцевой, Комсомольской, Корякской, Кроноцкой, Крестьянской, Крутой, Лазо, Ларина, Ленинградской, Ленинской, Лесной, Луговой, Магистральной, Малиновой, Матросова, Мачтовой, Маяковского, Механизации, Мирной, Мичурина, Можайской, Молодежной, Монтажников, Московской, Некрасова, Нестерова, Новой, Новый городок, Октябрьской. На основании выданного судом исполнительного листа 10 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возбуждено исполнительное производство N 50521/20/41026-ИП.
Между тем возможность исполнения исполнительного документа утрачена, поскольку указанные в решении суда автомобильные дороги, относящиеся к IV и V категории автомобильных дорог и имеющие грунтовое покрытие (переходной тип покрытия), в силу закона не могут быть отнесены к объектам недвижимости и, следовательно, поставлены на кадастровый учет.
Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 24 марта 2023 года заявление администрации Елизовского городского поселения удовлетворено, исполнительное производство N 50521/20/21026-ИП, возбужденное 10 июня 2020 года, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Апелляционным определением судьи Камчатского краевого суда от 5 июня 2023 года определение Елизовского районного суда Камчатского края от 24 марта 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявления администрации Елизовского городского поселения о прекращении исполнительного производства отказано.
5 декабря 2023 представителем администрации Елизовского городского поселения Чайка А.С. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 20 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судьи Камчатского краевого суда от 5 июня 2023 года и оставлении в силе определения Елизовского районного суда Камчатского края от 24 марта 2023 года.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, указывая на то, что исполнение требований исполнительного документа невозможно в силу объективных причин, поскольку автомобильные дороги с переходным типом покрытия не являются объектами недвижимости, а дорога по ул. Магистральная относится к автомобильной дороге федерального значения - А-401 подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский.
В соответствии со статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции.
Вступившим в законную силу решением Елизовского районного суда Камчатского края от 14 мая 2018 года на администрацию Елизовского городского поселения возложена обязанность обеспечить постановку на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения по перечисленным в судебном акте улицам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 ноября 2020 года N 2799-О, следует, что пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающий, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) - во взаимосвязи с конституционными положениями о праве каждого на судебную защиту, неотъемлемым элементом которой является обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, - не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не признал в качестве объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, утверждение администрации Елизовского городского поселения о том, что перечисленные в исполнительном листе автомобильные дороги имеют дорожную одежду переходного типа, поэтому не являются объектами недвижимого имущества, что исключает их постановку на кадастровый учет.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).
Согласно части 18 статьи 5 указанного Федерального закона классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767, классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.
Пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги независимо от их покрытия отнесены к линейным объектам.
Из содержания пункта 6 "ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" следует, что автомобильная дорога визуально идентифицируется как объект, представляющий собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения наземных транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства, учитывая, что покрытие дороги не является определяющим для отнесения объекта к автомобильной дороге.
Судом апелляционной инстанции дано правильное толкование положениям статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, автомобильные дороги, как линейные сооружения, относятся к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществляется в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Довод администрации Елизовского городского поселения о том, что автомобильные дороги, расположенные на территории городского поселения, не могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества, не могут быть признаны обоснованными. Орган местного самоуправления обязан обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе их содержание, а в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402, к содержанию автомобильных дорог отнесены их паспортизация, изготовление технических планов автомобильных дорог.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы администрации Елизовского городского поселения выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение судьи Камчатского краевого суда от 5 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Елизовского городского поселения - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по вопросу о прекращении исполнительного производства судебного акта.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.