Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 30 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Сахалинского областного суда от 2 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Корсаковский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением, с учетом уточнений просил возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность организовать проведение замены аварийного участка сети водоснабжения, расположенного по адресу: "адрес", протяженностью 200 метров, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 января 2023 года, 8 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований привлечены: Департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, МКУ "Управление капитального строительства" администрации Корсаковского городского округа.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 30 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Сахалинского областного суда от 2 ноября 2023 года, на администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение замены аварийного участка водоснабжения в городе Корсакове: сети водоснабжения, расположенной по адресу: "адрес", протяженностью 200 метров.
10 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя администрации Корсаковского городского округа, поданная через Корсаковский городской суд Сахалинской области 18 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку спорный объект муниципальной собственности закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП "Водоканал". Сеть водоснабжения эксплуатируется в полном объеме, услуга водоснабжения оказывается потребителям качественно и бесперебойно. Административным истцом не доказан факт аварийности и опасности спорного участка сети водоснабжения для дальнейшей эксплуатации. Администрацией Корсаковского городского округа приняты меры к реконструкции системы водоснабжения и водоотведжения г.Корсакова.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2024 года кассационная жалоба представителя администрации Корсаковского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика, заинтересованных лиц; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационного представления и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.6 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в результате проведенной прокурором проверки по соблюдению органами местного самоуправления требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, выявлено неудовлетворительное состояние участка сетей водоснабжения на территории Корсаковского городского округа, а именно - по "адрес", протяженностью 200 метров, износ которых составляет 100%.
Участок сетей водоснабжения, расположенный по указанному адресу, находится в собственности муниципального образования Корсаковского городского округа в составе сети водоснабжения (водопровод) "адрес", закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП "Водоканал".
Согласно акту технического состояния сети водоснабжения по "адрес", утвержденному главным инженером МУП "Водоканал" 16 января 2023 года, оборудование (сети) находится в эксплуатации с 1968 года, нормативный срок службы чугунных труб 70 лет; проблема чугунного водопровода - большая чувствительность к подвижкам грунта. Фактическое состояние сетей (оборудования) - неудовлетворительное; износ сетей, исходя из нормативного срока эксплуатации, составляет 79%; капитальный ремонт трубопроводов не производился. Необходим капитальный ремонт сетей водоснабжения.
Комиссионный акт осмотра спорного участка сетей водоснабжения от 3 марта 2023 года, произведенного специалистами МУП "Водоканал", содержит выводы о необходимости замены и ремонта сети водоснабжения.
Полагая, что администрацией Корсаковского городского округа допущено бездействие по организации проведения замены аварийного участка водоотведения, прокурор обратился в суд.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходя из того, что иных достоверных сведений о техническом состоянии сетей водоотведения, отличных от тех, которые содержатся в материалах дела, не представлено, как и доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация сетей водоотведения на указанном участке не представляет опасности, учитывая, что проведение капитального ремонта (замены) сети водоотведения по "адрес" не запланировано, в инвестиционную программу работы по капитальному ремонту (замене) и реконструкции спорного участка сетей водоотведения не включены, пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, не приняла мер к обеспечению надлежащего состояния сетей водоотведения, что может привести к аварийным ситуациям и нарушению прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальных услуг.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства, нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Поскольку администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделённым статьями 41 и 43 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области, принятого решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года N 110, полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов владения, пользования и распоряжения объектами водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, суды обоснованно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность организовать проведение замены находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии участка сети водоотведения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего технического состояния спорного участка сети водоотведения; что административным ответчиком принимаются меры, направленные на реконструкцию сетей водоотведения городского округа; что установленный в решении срок его исполнения не является разумным, - не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Кассационная жалоба, каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов. В целом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой и суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 30 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным Сахалинского областного суда от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Корсаковского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.