Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО36, ФИО37, ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Находкинского городского суда Приморского края от 2 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 марта 2023 года по административному делу по коллективному административному исковому заявлению ФИО36, ФИО37, ФИО1, ФИО39, ФИО3, ФИО38, ФИО41, ФИО40, ФИО42, ФИО4, ФИО43, ФИО23, ФИО5, ФИО64, ФИО24, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО25, ФИО26, ФИО28, ФИО27, ФИО29, ФИО30, ФИО10, ФИО31, ФИО32, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО33, ФИО34, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО44 ФИО46, ФИО21, ФИО22, ФИО35 к администрации Находкинского городского округа "адрес" о признании постановлений недействующими.
Заслушав доклад судьи ФИО52, выслушав объяснения ФИО36, ФИО37, ФИО22, представителя коллективных истцов ФИО53, представителя ФИО36 - ФИО49, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО50, представителя акционерного общества "Находкинский завод минеральных удобрений" ФИО51, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
административные истцы обратились в Находкинский городской суд Приморского края с коллективным административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими и исключить из системы правового регулирования Находкинского городского округа Приморского края следующие постановления администрации Находкинского городского округа Приморского края (далее - Администрация):
- от 8 февраля 2021 года N 128 "О назначении общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы проектной документации "Установка производства метанола 5400 МТ/сутки. Находкинский завод минеральных удобрений", с материалами по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)" (далее - Постановление от 8 февраля 2021 года N 128);
- от 8 февраля 2021 года N 129 "О назначении общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы проектной документации "Очистные сооружения хозяйственно бытовых сточных вод акционерного общества "Находкинский завод минеральных удобрений" (далее - АО "НЗМУ"). Новое строительство", с материалами по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)" (далее - Постановление от 8 февраля 2021 года N 129);
- от 8 февраля 2021 года N 130 "О назначении общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы проектной документации "Находкинский завод минеральных удобрений. Морской терминал", с материалами по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)" (далее - Постановление от 8 февраля 2021 года N 130).
По мнению административных истцов, указанные выше муниципальные правовые акты противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы организации и проведения общественных обсуждений, а также нарушают их права, свободы и охраняемые законом интересы.
Так, заинтересованные лица фактически не были надлежащим образом проинформированы о форме, месте и времени проведения общественных обсуждений проекта технического задания в рамках проведения ОВОС при реализации проекта по строительству и эксплуатации завода минеральных удобрений АО "НЗМУ"; организация общественных обсуждений проектов была осуществлена в отсутствие правового акта, регламентирующего порядок организации общественных обсуждений по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности и иной деятельности на окружающую среду в Находкинском городском округе Приморского края; журнал учёта замечаний и предложений не был прошит и пронумерован, что создаёт предпосылки для фальсификации мнения заинтересованной общественности при обсуждении общественно-значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для лиц, проживающих на территории Находкинского городского округа Приморского края, для сокрытия поступивших замечаний и предложений; выбранное помещение для проведения общественных слушаний явилось не пригодным для размещения в нем большого количества людей и различных групп населения и заинтересованных лиц, что привело к ограничению прав граждан на участие в общественных обсуждениях по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановкой из-за распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19; выбранная форма общественных обсуждений не позволяла определить коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, поскольку организаторы ограничились только сбором предложений и замечаний; выбранное для проведения общественных слушаний время в рабочий день, объём представленного к слушаниям материала и период времени для его обсуждения, не соответствовали принципам, целям и задачам общественного контроля.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 2 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 марта 2023 года, в удовлетворении коллективного административного искового заявления было отказано.
19 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО36, ФИО37, ФИО1, ФИО2, ФИО3, поданная через Находкинский городской суд Приморского края 9 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо лиц, присутствующих в судебном заседании, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Находкинского городского суда Приморского края от 2 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 марта 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Из содержания частей 1, 2 и 3 статьи 42 КАС РФ следует, граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Коллективным считается административный иск, к требованиям которого присоединилось не менее двадцати лиц.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, АО "НЗМУ" с 5 сентября 2019 года является резидентом территории опережающего развития "Нефтехимический", в пределах которой в районе поселка Козьмино Находкинского городского округа Приморского края данное акционерное общество реализует инвестиционный проект по созданию высокотехнологичного производства - "Находкинского завода минеральных удобрений", включая объекты инфраструктуры.
5 февраля 2021 года АО "НЗМУ" обратилось в Администрацию с заявлением об организации общественных обсуждений по вопросам намечаемой деятельности акционерного общества, связанной с воздействием на окружающую природную среду, приложив к нему документы, обосновывающие необходимость проведения общественных обсуждений по проектной документации трёх объектов государственной экологической экспертизы:
- "Установка производства метанола 5400 МТ/сутки. Находкинский завод минеральных удобрений", включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду;
- "Очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод АО "НЗМУ". Новое строительство", включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду;
- "Находкинский завод минеральных удобрений. Морской терминал", включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду.
По результатам рассмотрения поступивших документов Администрацией приняты Постановления от 8 февраля 2021 года N 128, 129, 130, в каждом из которых указывалось: наименование предмета общественных обсуждений (один из трёх перечисленных выше объектов государственной экологической экспертизы); наименование и адрес заказчика (АО "НЗМУ"); дата (16 марта 2021 года), время (11:00, 14:00, 17:00), место ("адрес") и форма их проведения (общественные слушания); информация о сайте, где можно ознакомиться с материалами проектной документации в электронном виде (www.nzmu.ru), а также в бумажном виде (Центральная городская библиотека, расположенная по адресу: "адрес"); форма подведения итогов (составление протокола подведения итогов с указанием основных вопросов обсуждения, предмета разногласий между общественностью и заказчиком).
Данные постановления и информационное сообщение о месте и времени проведения общественных обсуждений были размещены на официальном сайте Находкинского городского округа Приморского края в разделе "Документы", "Постановления администрации"; а также 10 февраля 2021 года опубликованы в официальном печатном издании "Ведомости Находки", N7 (N 0168).
В силу положений статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания или общественные обсуждения. Порядок организации и проведения таких слушаний (обсуждений) определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний (общественных обсуждений), заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ) предусмотрено, что под "общественным обсуждением" понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Согласно частей 2, 3, 4 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.
По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ).
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ) в пункте 1 статьи 9 предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относится, в том числе, организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, в числе прочих документов предоставляются для проведения государственной экологической экспертизы (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ).
До 15 декабря 2021 года действовал Порядок организации и проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Находкинского городского округа, утверждённый постановлением Администрации от 24 августа 2020 года N 932 (далее - Порядок), пунктом 1.4 которого предусматривалось, что предметом общественных обсуждений являются объекты экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, намечаемой к реализации на территории Находкинского городского округа, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 2.1 Порядка письменное заявление о намерении провести общественные обсуждения должно было подаваться заказчиком (исполнителем) в отдел экологии и природопользования Администрации.
В силу пунктов 2.4.2, 2.4.2.1, 2.4.2.2 Порядка проведению общественных обсуждений в форме общественных слушаний подлежали:
- проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
- проектная документация объектов, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море.
Пунктом 2.5 Порядка предусматривалось в постановлении Администрации о назначении общественных обсуждений должны были указываться:
- наименование предмета общественных обсуждений;
- наименование и адрес заказчика (исполнителя);
- дата, время, место и предполагаемая форма проведения общественного обсуждения, форма подведения итогов;
- иные вопросы, связанные с организацией общественных обсуждений, в том числе продолжительность проведения общественных (публичных) слушаний, порядок объявления перерыва в общественных (публичных) слушаний и переносе их на другой день.
После назначения общественных обсуждений заказчик (исполнитель) должен был информировать граждан и организации о проведении общественных обсуждений через средства массовой информации. Общественные обсуждения проводились посредством принятия заказчиком (исполнителем) предложений и замечаний от физических лиц, а также юридических лиц, профсоюзных организаций, иных общественных организаций (объединений) Российской Федерации. Участники общественных обсуждений имели право представлять замечания и предложения в письменном или устном виде (пункты 2.6, 3.1, 3.2 Порядка).
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Находкинский городской суд Приморского края и судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ, Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ, Порядка, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что Постановления от 8 февраля 2021 года N 128, 129, 130 приняты Администрацией в пределах компетенции данного исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в установленном порядке и при наличии определённых действующим законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, об экологической экспертизе и об основах общественного контроля оснований. Нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оспариваемые постановления не противоречат, прав, свобод и охраняемых законом интересов административных истцов не нарушают. По существу Постановления от 8 февраля 2021 года N 128, 129, 130, в которых содержались все необходимые сведения, перечисленные в пункте 2.5 Порядка, обеспечили информирование всех заинтересованных лиц о проведении общественных обсуждений с целью выявления замечаний и предложений в отношении объектов государственной экологической экспертизы.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой инстанции и апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Соответствующая позиция судов нижестоящих инстанций в полной мере согласуется с содержанием приведённых положений статей 7, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ, статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ, пунктов 2.4.2, 2.5 Порядка.
Получив от АО "НЗМУ" заявления об организации общественных обсуждений по вопросам планируемой акционерным обществом деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, Администрация была обязана назначить общественные обсуждения по каждому из трёх представленных проектов объектов государственной экологической экспертизы.
Содержание Постановлений от 8 февраля 2021 года N 128, 129, 130, которые были доведены до сведения неопределённого круга лиц более чем за месяц до проведения общественных обсуждений, включало в себя сведения о наименовании предмета общественных обсуждений, о заказчике (исполнителе), о дате, времени, месте и форме их проведения, о форме подведения итогов, а также информацию о том, где можно ознакомиться с материалами проектной документации по каждому из трёх объектов.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
По существу эти доводы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном субъективном толковании норм материального права, в связи с чем они не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решении и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 2 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО36, ФИО37, ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.