Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Егоровой А.И, Дубовик М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крицкого Евгения Алексеевича к администрации города Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение жилищной субсидии, восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии
по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на решение Зейского районного суда Амурской области от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крицкий Е.А. обратился в суд с иском о защите нарушенного права.
В обоснование требований указал, что являлся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы и с ДД.ММ.ГГГГ года состоял на учете по категории "инвалиды". В начале февраля 2023 года он получил письмо из администрации г. Зеи, из которого следовало, что учетное дело было направлено в министерство ЖКХ Амурской области, решением которого ему отказано в выдаче государственного сертификата, поскольку он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в органах внутренних дел, в то время как период службы как полагает ответчик подлежит исключению из расчета стажа.
Просил возложить на ответчиков обязанность включить в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, период прохождения службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; восстановить ответчика в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с учетом даты подачи заявления.
В судебном заседании истец и его представитель Духовников В.Н. поддержали исковые требования.
Представитель администрации города Зеи в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, где указал, что администрация г. Зеи права Крицкого Е.А. не нарушала, он стоит и продолжает стоять на учете граждан, администрация право истца не оспаривает, Крицкому Е.А. отказано в предоставлении сертификата на основании решения Министерства ЖКХ Амурской области, в связи с чем полагал администрацию ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области представил письменный отзыв на иск, указав на отсутствие у Крицкого Е.А. 15-ти летнего стажа на момент постановки на учет, что повлекло за собой необоснованное признание его участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", в связи с чем Министерством принято решение об отказе Крицкому Е.А. в выдаче ГЖС.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КУМИ г. Зея. Представитель третьего лица участия в рассмотрении спора не принимал.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 22 марта 2023 года период службы Крицкого Е.А. в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
На администрацию г. Зеи возложена обязанность после вступления решения суда в законную силу восстановить Крицкого Е.А. на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включить в число участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по категории "инвалиды" с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным решением Зейского районного суда Амурской области от 16 июня 2023 года в удовлетворении иска о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2023 года решение Зейского районного суда Амурской области от 22 марта 2023 года в части возложения на администрацию г. Зеи обязанности восстановить Крицкого Е.А. на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера, включении в число участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, которые не содержат оснований для включения службы в органах внутренних дел в стаж, наличие правовой неопределенности, поскольку в отсутствие принятого решения о признании за истцом права на получение социальной выплаты, решение суда не может быть исполнено.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела следует, что администрацией города Зеи Крицкий Е.А. был принят на учет жителей города Зеи в целях получения жилищной субсидии на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории " "данные изъяты"", с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из протокола N заседания жилищной комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства ЖКХ Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Крицкому Е.А. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с отсутствием у Крицкого Е.А. стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним. Исключая из расчета его службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Министерство полагало, что такая служба не относится к работе, которая может быть включена в трудовой стаж.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пришел к выводу, что на дату постановки на учет Крицкий Е.А. имел необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и соответствовал всем требованиям, предъявляемым законодательством к гражданам, имеющим право на получение социальных выплат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не связывает право на получение субсидии с возникновением права на получение страховой (трудовой) пенсии, а предусматривает при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета наличие необходимого общего трудового стажа, включая прохождение службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исключение периодов службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проходящей в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и у граждан, работающих в иных организациях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в общий стаж применительно к Федеральному закону от 25 октября 2022 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" включаются периоды такой работы, является дискриминационным и противоречит вышеприведенному закону.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда, не оспаривая право Крицкого Е.А. на получение жилищной субсидии, отменила решение суда в части удовлетворенных требований к администрации г. Зеи о восстановлении Крицкого Е.А. на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья, включении его в число участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан", поскольку истец с даты постановки на учет по настоящее время состоит на учете лиц, подлежащих обеспечению государственной субсидией в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, администрация г. Зеи не оспаривает право истца на получение жилищной субсидии о чем свидетельствуют документы направленные в адрес Министерства ЖКХ.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Положениями статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда первой инстанции в неотмененной части, а равно изложенные в апелляционном определении о незаконном исключении из расчета стажа Крицкого Е.А. периода его службы основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о неисполнимости решения суда, поскольку дополнительным решением суда истцу отказано в признании права на получение жилищной субсидии, являются необоснованными.
Как следует из содержания дополнительного решения суда от 16 июня 2023 года истцу отказано в признании права на получение социальной выплаты в связи с тем, что он из списка на получение социальной выплаты не исключен, продолжает стоять на учете для получения социальной выплаты, в связи с чем дополнительного решения о признании за ним права на такую выплату не требуется. При указанных обстоятельствах Министерство ЖКХ Амурской области на основании принятых решений вправе пересмотреть свое решение с учетом тех выводов, которые в них приведены.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене постановлений суда кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Зейского районного суда Амурской области от 22 марта 2023 года в неотменённой части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.