Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Егоровой А.И, Дубовик М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Путенковой Галины Николаевны к администрации города Зеи, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на решение Зейского районного суда Амурской области от 15 марта 2023 года, дополнительное решение Зейского районного суда Амурской области от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Путенкова Г.Н. обратилась в суд с иском о защите нарушенного права.
В обоснование требований указала, что ее "данные изъяты" ФИО4 являлся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы и с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете по категории " "данные изъяты"". ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, после его смерти право на получение указанной жилищной субсидии перешло к ней, как к члену семьи ФИО4 В начале ДД.ММ.ГГГГ года она получила письмо из администрации г. Зеи, из которого следовало, что учетное дело было направлено в министерство ЖКХ Амурской области, решением которого ей отказано в выдаче государственного сертификата, поскольку ее "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в органах внутренних дел, в то время как период службы не включается в расчет стажа.
Просила возложить на ответчиков обязанность включить в стаж работы ФИО4, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, период прохождения ФИО4 службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории " "данные изъяты"", с учетом даты постановки на учет ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Путенкова Г.Н. поддержала исковые требования.
Представитель администрации города Зеи в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, где указал, что администрация г. Зеи права Путенковой Г.Н. не нарушала, она стоит и продолжает стоять на учете граждан, администрация право истца не оспаривает, Путенковой Г.Н. отказан в предоставлении сертификата на основании решения Министерства ЖКХ Амурской области, в связи с чем полагал администрацию ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области представил письменный отзыв на иск, указав на отсутствие у ФИО4 15-ти летнего стажа на момент постановки на учет, что повлекло за собой необоснованное признание его участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", в связи с чем Министерством принято решение об отказе Путенковой Н.Г. в выдаче ГЖС.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 15 марта 2023 года, с учетом дополнительного решения от 15 июня 2023 года, период прохождения ФИО4 службы в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной ФЗ от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
На администрацию города Зеи возложена обязанность восстановить Путенкову Г.Н. на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включить в число участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по категории "инвалиды", как члена семьи ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным решением Зейского районного суда Амурской области от 15 июня 2023 года, в удовлетворении требований о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 августа 2023 года решение суда от 15 марта 2023 года с дополнительным решением от 15 июня 2023 года в части возложения на администрацию г. Зеи обязанности восстановить Путенкову Г.Н. на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья, включении в число участников основного мероприятия отменено, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, наличие неустраненных судами противоречий, поскольку решение об отказе в выдаче жилищного сертификата не отменено, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Путенковой Г.Н. в адрес Девятого кассационного суда общей юрисдикции направлены возражения на кассационную жалобу, где она просила отказать в удовлетворении жалобы, рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела следует, что администрацией города Зеи ФИО4 был принят на учет жителей города Зеи, претендующих на получение жилищных субсидий на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды", с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер.
В связи со смертью ФИО4, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищной субсидии (с учетом даты постановки на учет ФИО4 и очередности предоставления жилищной субсидии) приобрела член его семьи - "данные изъяты" Путенкова Г.Н, о чем свидетельствует список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, категории "данные изъяты" за ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно выписки из протокола N N заседания жилищной комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства ЖКХ Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Путенковой Г.Н. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, в связи с отсутствием у ФИО4 стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним. Исключая из расчета его службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Министерство полагало, что такая служба не относится к работе, которая может быть включена в трудовой стаж.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пришел к выводу, что на дату постановки на учет ФИО4 имел необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и соответствовал всем требованиям, предъявляемым законодательством к гражданам, имеющим право на получение социальных выплат.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не связывает право на получение субсидии с возникновением права на получение страховой (трудовой) пенсии, а предусматривает при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета наличие необходимого общего трудового стажа, включая прохождение службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исключение периодов службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проходящей в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и у граждан, работающих в иных организациях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в общий стаж применительно к Федеральному закону от 25 октября 2022 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" включаются периоды такой работы, является дискриминационным и противоречит вышеприведенному закону.
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда не оспаривая право ФИО4 и впоследствии члена его семьи Путенковой Г.Н. на получение жилищной субсидии отменила решение суда и дополнительное решение в части удовлетворенных требований к администрации г. Зеи о восстановлении Путенковой Г.Н. на учете для получения социальных выплат для приобретения жилья, включении ее в число участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан", поскольку истец с даты постановки на учет по настоящее время состоит на учете лиц, подлежащих обеспечению государственной субсидией в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, администрация г. Зеи не оспаривает право истца на получение жилищной субсидии о чем свидетельствуют документы направленные в адрес Министерства ЖКХ.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Положениями статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для включения периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда первой инстанции в неотмененной части, а равно изложенные в апелляционном определении о незаконном исключении из расчета стажа ФИО4 периода его службы основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о неисполнимости решения суда, поскольку решение Министерства ЖКХ Амурской области об отказе в выдаче государственного сертификата не отменено и является действующим, в то время как Путенковой Г.Н. отказано в признании права на получение жилищного сертификата не содержит препятствий в восстановлении права Путенковой Г.Н.
Как следует из содержания дополнительного решения от 15 июня 2023 года истцу отказано в признании права на получение социальной выплаты в связи с тем, что Путенкова Г.Н. из списка на получение ГЖС не исключена, продолжает стоять на учете для получения социальной выплаты, в связи с чем дополнительного решения о признании за ней права на такую выплату не требуется.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения свободной реализации субъективных прав. Конкретный способ защиты гражданских прав выбирается непосредственно лицом, чьи права нарушены и зависит от того, какую цель преследует субъект для восстановления своего нарушенного или оспоренного права.
Предъявление в суд Путенковой Г.Н. иска о включении в стаж ее отца периодов службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении ее на учете для получения социальной выплаты является самостоятельным способом защиты нарушенного права, реализация которого осуществлена истцом в порядке искового производства.
Требований об оспаривании решения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об отказе в выдаче государственного сертификата истец перед судом не ставила, связи с чем дело рассмотрено по заявленным требованиям, что не свидетельствует о наличии каких-либо противоречий, поскольку указанное ведомство на основании принятых решений вправе пересмотреть свое решение с учетом тех выводов, которые в них приведены.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене постановлений суда кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Зейского районного суда Амурской области от 15 марта 2023 года и дополнительное решение Зейского районного суда Амурской области от 15 июня 2023 года в неотменённой части, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.