Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Дубовик М.С, Егоровой А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области к Бурнайкину Николаю Александровичу о взыскании субсидии, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 5 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, выслушав объяснения третьего лица Бурнайкиной С.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области обратилось в суд с иском к Бурнайкину Н.А. о взыскании субсидии, полученной на поддержку и развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства.
В обоснование заявленного требования указано, что 20 апреля 2016 года между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Бурнайкиным Н.А. заключено соглашениеN05/4г-2016 о предоставлении субсидии на поддержку и развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства, а также дополнительное соглашение к нему, согласно которому Бурнайкину Н.А. была предоставлена субсидия в размере 6 231 000 руб, из них 3 731 000 руб. за счет средств федерального бюджета, 2 500 000 руб. за счет средств областного бюджета. Согласно условиям соглашения (п.п. "г" п. 2.2) получатель субсидии принял обязательство осуществлять деятельность не менее 5-ти лет после получения гранта. В ходе проведенной выездной проверки установлено, что Бурнайкин Н.А. осуществлял свою деятельность менее 5-ти лет, прекратил деятельность 8 ноября 2019 года в связи с принятием соответствующего решения членами крестьянского (фермерского) хозяйства, что является нарушением условий предоставления субсидии. В досудебном порядке грант не возвращен.
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области просило взыскать с Бурнайкина Н.А. субсидию в размере 6 231 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне истца - Контрольно-счетная палата Сахалинской области, на стороне ответчика - Бурнайкин А.П, Бурнайкина С.П.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 июня 2022 года исковые требования удовлетворены. С Бурнайкина Н.А. в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области взыскано 6 231 000 руб.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 октября 2022 года решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 июня 2022 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2023 года решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда от 18 октября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 16 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 5 октября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (истец) с решением суда первой инстанции и апелляционным определением не соглашается, просит отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы ответчик Бурнайкин Н.А, просил оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании кассационного суда третье лицо Бурнайкина С.П. возражала относительно доводов кассационной жалобы, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами по доводам жалобы не допущено.
Как следует из материалов дела, согласно условиям соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и Бурнайкиным Н.А. от 20 апреля 2016 года N 05/4г-2016, субсидия или грант предоставлялись получателю - Главе крестьянско-фермерского хозяйства Бурнайкину Н.А. на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства на реализацию бизнес-плана "Развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского фермерского хозяйства", в обязанности получателя субсидии входило (пункт 2.2 соглашения): осуществлять реализацию предоставленного бизнес-плана; использовать средства в соответствии с целями, условиями и порядком их предоставления, использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления его на счет на цели, указанные в плане расходов, осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта, создать не менее 3 постоянных рабочих мест, вернуть средства гранта, не использованные в течение 24 месяцев, представлять Главному распорядителю отчетные документы в течение всего срока реализации бизнес-плана.
Неотъемлемой частью Соглашения явился План расходов проекта, подписанный его сторонами - Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и Бурнайкиным Н.А. (Приложение N 1).
28 августа 2018 года между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Бурнайкиным Н.А. заключено Дополнительное соглашение к Соглашению от 20 апреля 2016 года N 05/4-2016, из которого следует, что Приложение N 1 к Соглашению изложено в новой редакции - без указания сроков исполнения проекта, в само Соглашение изменений не вносилось.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165 (в редакции на дату предоставления гранта) пп. "в" - грант на развитие семейной животноводческой фермы - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных.
Цели получения гранта отражены в Соглашении, подписанном сторонами 20 апреля 2016 года N 05/4г-2016 - реализация мероприятий по развитию малых форм хозяйствования на селе в рамках государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года N 427.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, проанализировав Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года N 165 (в редакции на дату предоставления гранта) во взаимосвязи с заключенным между сторонами Соглашением о предоставлении субсидии и дополнением к данному Соглашению, пришел к выводу о том, что денежные средства полученного ответчиком гранта на развитие крестьянско-фермерского хозяйства в период, когда он являлся главой КФХ, были направлены и освоены согласно целям предоставления гранта, ответчиком были обеспечены производственно-экономические показатели соглашения N 05/4г-2016 от 20 апреля 2016 года и Бизнес-плана, а так же была достигнута цель подписанного сторонами Соглашения, направленного на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства и были выполнены иные обязательства Соглашения, отраженные в его пункте 2.2.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, спор разрешен в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения применительно к установленным по делу обстоятельствам, при разрешении спора не допущено нарушения норм процессуального права.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили оценку судов, результаты которых приведены в обжалуемых судебных актах, с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве доказательств, а другие отвергнуты.
Доводы кассационной жалобы о невыполнении Бурнайкиным Н.А. показателей Соглашения и представленного бизнес-плана, а также иные доводы по существу в полном объеме повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, не влекут за собой отмену судебных постановлений, направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств и переоценку доказательств, что в полномочия кассационного суда не входит.
Принимая во внимание отсутствие в кассационной жалобе указаний на обстоятельства, которые бы могли в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 5 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.