Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Бузьской Е.В, Егоровой А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Ольги Николаевны к краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району", Министерству социальной защиты Хабаровского края о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Хабаровского края на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмина О.Н. обратилась в суд с иском к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району", Министерству социальной защиты Хабаровского края о восстановлении срока на подачу заявления на предоставление мер социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указано, что Кузьмина О.Н. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение пострадало в связи с затоплением (подтоплением), возникшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края в 2019 и 2020 годах.
Весной 2021 года истец обратилась с заявлением в межведомственную комиссию администрации Нанайского муниципального района об обследовании квартиры на предмет установления ее непригодности для проживания в результате чрезвычайной ситуации, обследовав жилье 28 апреля 2021 года, комиссия пришла к выводу о необходимости заключения специализированной организации.
30 сентября 2022 года получен отчет специализированной организации о техническом соответствии здания, выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания.
8 февраля 2023 года Кузьмина О.Н. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" за предоставлением меры социальной поддержки, в удовлетворении заявления отказано в связи с истечением срока для подачи заявления.
Полагая, что срок пропущен по независящим от нее обстоятельствам, в связи с длительностью процедуры обследования дома, Кузьмина О.Н. просила суд восстановить срок для обращения за предоставлением меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июня 2021 года N228-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края".
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены, Кузьминой О.Н. восстановлен срок для обращения за предоставлением меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июня 2021 года N228-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 года на территории Хабаровского края".
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты Хабаровского края просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузьмина О.Н. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора социального найма от 1 августа 2017 года N 60.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 года N 623-рп, постановлением главы Нанайского муниципального района от 6 августа 2019 года N 783, постановлением главы Дубовомысского сельского поселения от 12 августа 2019 года N 42, в связи с выпадением обильных осадков и повышения уровня воды в реке Амур, на соответствующих территориях введен режим чрезвычайной ситуации. Датой введения данного режима является для Хабаровского края 29 июля 2019 года, для Нанайского муниципального района 6 августа 2019 года, для Дубовомысского сельского поселения 12 августа 2019 года.
На основании постановления администрации Нанайского муниципального района от 11 сентября 2019 года N 901 (в редакции от 6 марта 2020 года N 229) многоквартирный жилой "адрес" в "адрес" включен в границы зоны подтопления. Квартиры N "адрес" в "адрес" обследованы и признаны непригодными для проживания. Квартира N, в которой проживает Кузьмина О.Н, не обследовалась.
Согласно Постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 15 октября 2020 года N 1049 "Об определении перечня объектов инфраструктуры и земельных участков, находящихся в границах зон затопления на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, в период прохождения чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды в реках Хабаровского края в августе-сентябре 2020 года" (в редакции от 1 февраля 2021 года и 29 сентября 2021 года), жилое помещение по адресу: "адрес" вновь внесено в границы зон затопления - затоплен приусадебный земельный участок.
Согласно постановлению Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 28 января 2021 года N 63 с 2 декабря 2020 года недвижимое имущество, в том числе и жилое помещение по адресу: "адрес", перешло в собственность Нанайского муниципального района.
6 апреля 2021 года Кузьмина О.Н. обратилась с заявлением к главе Администрации Нанайского муниципального района о проведении межведомственной комиссией обследования жилого помещения - "адрес" в "адрес", поскольку все остальные квартиры в доме признаны непригодными для проживания, расселены.
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Нанайского муниципального района от 24 сентября 2020 года N980 проведено обследование 28 апреля 2021 года "адрес" в "адрес", о чем был составлен акт N 3, из которого следует, что требуется заключение специализированной организации.
25 октября 2022 года Межведомственной комиссией принято заключение с учетом отчета ООО "Инженерный центр ДВ" о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
11 ноября 2022 года постановлением Администрации Нанайского муниципального района N 986 жилое помещение по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу в течение 2023 года.
8 февраля 2023 года Кузьмина О.Н. обратилась в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
22 февраля 2023 года КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району" уведомил истца об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, по причине несоблюдения сроков подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки, а так же в связи с не предоставлением документов подтверждающих родство членов семьи, в том числе вступившее в законную силу решения суда о признании членом семьи нанимателя утраченного жилого помещения, документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или решение суда об установлении факта проживания и копии заключения межведомственной комиссии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июня 2021 года N 228-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 года на территории Хабаровского края", и исходил из наличия уважительных причин пропуска истцом срока для обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, поскольку Кузьмина О.Н, являясь нанимателем жилого помещения, которое в 2020 году включено в зону подтопления, заблуждаясь по поводу своих прав на обращения за предоставлением мер социальной поддержки, обратилась в межведомственную комиссию 6 апреля 2021 года, при этом заключение межведомственной комиссией было принято 25 октября 2022 года, что является основанием для восстановления истцу срока для обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с вышеуказанными выводами, указав, что действующее законодательство не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении сроков, предусмотренных п. 1.2 Порядка 228-пр; пропуск срока для обращения с заявлением мер социальной поддержки не является основанием для отказа в удовлетворении заявлении (п.2.14 Порядка 228-пр), и не свидетельствует об отсутствии у истца права на получение меры социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии причинно-следственной связи повреждения жилого дома в результате паводка, произошедшего в сентябре 2020 года, отклонены судебной коллегией, поскольку опровергаются заключением специалистов по результатам обследования спорного жилого помещения о состоянии жилого помещения и причины его непригодности в результате подтопления.
У судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019 года N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
В целях реализации указанных Правил Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июня 2021 года N 228-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 г. на территории Хабаровского края" утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в сентябре 2020 года на территории Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Из пункта 1.4 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений следует, что выплата может быть использована гражданами: на приобретение жилых помещений (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты); на строительство жилых помещений.
Мера поддержки, установленная настоящим Порядком, выбирается гражданами самостоятельно, предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения (пункт 1.5 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений).
Пунктом 2.1 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений предусмотрено, что для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 1 октября 2021 года подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения (далее - Учреждения) по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили имеющие значение для дела обстоятельства, а именно что Кузьмина О.Н. на момент введения режима чрезвычайной ситуации являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", которое в 2020 году постановлением Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края включено в зону подтопления, постановлением уполномоченного органа 11 ноября 2022 года признано непригодным для проживания, а пропуск срока для обращения за предоставлением меры социальной поддержки вызван исключительно уважительными причинами, в том числе длительностью исполнения органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по составлению заключения межведомственной комиссии, о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и принятию решения о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Суд кассационной инстанции в полной мере соглашается с указанным выводом судов первой и апелляционной инстанций, обоснованно указавших, что установленный Порядком N 228-пр срок для подачи заявления на предоставление мер социальной поддержки был пропущен истцом по уважительным причинам, поскольку с заявлением об обследовании жилого помещения на предмет установления его непригодности Кузьмина О.Н. обратилась 6 апреля 2021 года, акт обследования спорного жилого помещения, в соответствии с которым необходимо заключение специализированной организации, составлен 28 апреля 2021 года, при этом заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания было принято только 25 октября 2022 года.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). Из приведенных конституционных предписаний следует, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается, в том числе обязанность по созданию правовых, организационных и экономических условий для предоставления гражданам, жилых помещений, в том числе в случае паводка, в комфортном проживании и тем самым надлежащую реализацию гражданами права на жилище.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П, от 14 января 2020 года N 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, чьи жилые помещения были утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное и социальное положение будет значительно ухудшено, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора по иску Кузьминой О.Н. была учтена и применена. Вследствие этого вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований соответствует приведенному правовому регулированию.
Восстановление судом истцу срока для подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки восстанавливает социальную справедливость и право истца получить указанную выше меру социальной поддержки.
Лица, пропустившие этот срок, не лишены возможности воспользоваться закрепленным в статье 46 Конституции Российской Федерации правом на судебную защиту, обратившись с заявлением о восстановлении им указанного срока в судебном порядке.
Доводы кассационной жалобы, в том числе относительно истечения срока действия расходного обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по существу повторяют позицию ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием, при этом выводов суда первой инстанции не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с оценкой судом доказательств и установленных обстоятельств дела. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы кассационной жалобы не содержат.
Нарушений либо неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.