Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Корпачевой Е.С, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по доверенности - Герасимова В.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 22 июня 2023 года по административному делу N 2а-175/2023 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пени, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в сумме "данные изъяты" руб, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере "данные изъяты" руб, пени - "данные изъяты" руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является адвокатом, плательщиком страховых взносов, которые им за период 2021 года в добровольном порядке и своевременно не уплачены. Вынесенный в отношении административного ответчика судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями.
Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 21 февраля 2023 года произведена замена административного истца ИФНС по г. Иваново в связи с реорганизацией на его правопреемника - УФНС России по Ивановской области
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 21 февраля 2023 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 22 июня 2023 года, решение Ленинского районного суда г. Иваново от 21 февраля 2023 года отменено, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 января 2024 года, представителя УФНС по Ивановской области по доверенности - Герасимов В.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на то, что судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права.
Приведены доводы о том, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал положения пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ, суммы, уплаченные ФИО1 17 декабря 2021 года с нарушением порядка заполнения платежных документов не могли быть идентифицированы налоговым органом как страховые взносы за спорный период. Налоговому органу технически невозможно идентифицировать спорный платеж в счет уплаты текущих платежей за 2021 год. Зачет сумм произведен в автоматическом режиме в соответствии с алгоритмом, утверждённым ФНС России. Решение об уточнении платежа не могло быть принято поскольку у ФИО1 имелась недоимка за 2019, 2020 годы
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемого судебного акта не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные названным Кодексом страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе адвокаты.
С учетом пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ
в применимой редакции плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы за расчетный период 2019 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29 354 рублей, а на обязательное медицинское страхование - в фиксированном размере 6 884 рублей.
В соответствии пунктом 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 имеет статус адвоката, регистрационный N в реестре адвокатов Ивановской области.
По причине неуплаты ФИО1 в установленный законом срок за 2021 год страховых взносов, ИФНС России по г. Иваново исчислены страховые взносы на ОМС в размере "данные изъяты" руб, на ОПС в размере "данные изъяты" руб, а также пени по ОМС в размере "данные изъяты" руб, по ОПС в размере "данные изъяты" руб.; направлено требование 14 января 2021 г. N об уплате страховых взносов по ОМС за 2021 г. со сроком уплаты до 02.03.2021 г.
Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции указал, что расчет страховых взносов является верным, порядок обращения в суд с административным иском налоговым органом соблюден. Суммы, уплаченные ФИО7 с нарушением порядка заполнения платежного документа, не могли быть идентифицированы налоговым органом как страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование по сроку уплаты 31 декабря 2021 г.
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов за 2021 год, указав, что в платежных документах плательщиком указаны код бюджетной классификации, установленный для страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, налоговый период и размер страховых взносов, соответствующие годовому фиксированному размеру страховых взносов за расчетный период 2021 г, а также заполнено поле "назначение платежа", где изложена дополнительная информация, необходимая для идентификации платежа. Совокупность этих сведений позволяла налоговому органу однозначно идентифицировать принадлежность платежа к конкретному налоговому периоду 2021 года.
Выводы суда апелляционной инстанции судебная коллегия находит верными.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции в период спорных правоотношений предусматривала, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (пункт 1).
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (подпункт 3).
Пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (Приложение N 2) (далее-Правила).
Указанные Правила (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) устанавливают порядок указания информации в реквизитах "104" - "109", "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, в том числе за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами и распространяются на плательщиков страховых взносов.
При невозможности однозначно идентифицировать платеж налоговые органы самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных в пункте 7 Приложения N 2 к приказу оснований платежа.
Установив, что административным ответчиком ФИО1 в подтверждение уплаты страховых взносов за 2021 г. по сроку уплаты 31 декабря 2021 г. представлены чек-ордера от 17 декабря 2021 г.: N на сумму "данные изъяты" руб, где в графе "КБК" (104) указано - "данные изъяты", "Основание платежа" (106) указано - 0, налоговый период (107) обозначен как "ГД.00.21", значится назначение платежа - "обязательное пенсионное страхование за 2021"; N на сумму "данные изъяты" руб, где в графе "КБК" (104) указано - "данные изъяты", "Основание платежа" (106) указано - 0, налоговый период (107) обозначен как "ГД.00.21", значится назначение платежа - "обязательное мед.страхование за 2021", суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об уплате страховых взносов за 2021 год.
Из представленных Инспекцией в ходе судебного разбирательства дела карточек "РСБ" в отношении административного ответчика ФИО8 следует, что уплаченные налогоплательщиком 17 декабря 2021 г. денежные средства в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. были распознаны налоговым органом как текущие платежи, поскольку в графе 2 в качестве наименования операции отмечено "уплачено налога ТП".
При этом учтено, что налоговым органом не оспаривалось то обстоятельство, что перечисленные налогоплательщиком ФИО1 в счет уплаты страховых взносов денежные средства в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. перечислены в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, о чем представлены выписки по счету налогоплательщика - информационный ресурс "Расчеты с бюджетом" местного уровня (далее - карточка "РСБ") по страховым взносам.
Согласно положениям абзаца 4 пункта 7 статьи 45 НК РФ правом требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, Инспекция не воспользовалась.
При установленных по административному делу обстоятельствах, подтвержденных имеющимися доказательствами, судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильном применении и толковании вышеперечисленных положений законодательства.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права судебная коллегия находит несостоятельными, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка представленных в материалах дела доказательств не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 22 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по доверенности - Герасимова В.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.