Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Иванова Д.А, Денисова Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Зубарева Евгения Алексеевича - Грецкой Анны Сергеевны на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Зубарева Евгения Алексеевича к отделу военного комиссариата Хорошевского района г. Москва, военному комиссару г. Москвы о признании решения незаконным (дело N 2а-823/2022), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения административного истца Зубарева Е.А, представителя административного истца на основании доверенности Грецкой А.С, поддержавших доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Зубарев Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу военного комиссариата Хорошевского района г. Москвы, военному комиссару г. Москвы и просил признать незаконным и отменить решение от 08 октября 2022 года о призыве на военную службу по мобилизации, обязать призывную комиссию по мобилизации вынести решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец был призван на военную службу, при этом решение было принято без проведения надлежащего медицинского освидетельствования, в то время как у него имеются заболевания, предоставляющие право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Кроме того, административный истец является журналистом, входит в состав организационного комитета "данные изъяты", принимает участие в выставках. Является единственным кормильцем семьи, у него на иждивении имеется двое "данные изъяты" детей.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 апреля 2023 года, в удовлетворении требований Зубарева Е.А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 июня 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Подпунктом "б" пункта 5 Указа установлены основания увольнения с военной службы, к которым относится увольнение по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 18 указанного закона отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, помимо прочего, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 852 утверждено Положение "О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", которое определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.
Из пунктов 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий но обеспечению этой работы.
Вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру призыва граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу в период мобилизации, не предусматривают проведение медицинского освидетельствования или военно-врачебной комиссии в отношении граждан подлежащих мобилизации.
В целях организации медицинских осмотров и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации, Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации утверждена соответствующая Методика (от 25 сентября 2022 года N 161/1/14066дсп).
Пунктом 1 указанной Методики установлено, что гражданам, призываемым на военную службу по мобилизации, в целях исключения у них инфекционных заболеваний, а также увечий, заболеваний, препятствующих призыву по мобилизации, проводится медицинский осмотр.
Всем призываемым (призванным) при прибытии на пункт сбора военного комиссариата (воинскую часть (организацию) Вооруженных Сил Российской Федерации (далее воинская часть) гражданам проводится термометрия, а также медицинский осмотр фельдшером (врачом-специалистом) в целях исключения острых инфекционных заболеваний (п. 5).
Граждане, предъявившие жалобы на состояние здоровья и имеющие увечья, заболевания, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, в том числе временная, осматриваются врачом-специалистом.
Результаты медицинского осмотра гражданина, призываемого (призванного) на военную службу по мобилизации и предъявившего жалобы на состояние здоровья, заносятся в книгу учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья.
Как следует из материалов дела Зубарев Е.А. состоит на воинском учете граждан, пребывающих в запасе в военном комиссариате (объединенном, Хорошевского района СЗАО г. Москвы).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец был вызван в военный комиссариат по мобилизационному предписанию согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
В этот же день Зубарев Е.А. прошел медицинский осмотр, по итогам которого ему была установлена категория годности Б-3 "годен к военной службе с незначительными ограничениями" и призван на военную службу по мобилизации.
Разрешая настоящий спор по существу, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что решение о призыве по мобилизации от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом, в пределах ее компетенции, с соблюдением установленного порядка и сроков; медицинский осмотр Е.А. был произведен в соответствии с Методикой медицинского осмотра, утвержденной первым заместителем Министра Обороны РФ 25 сентября 2022 года, оснований для изменения категории годности и предоставлении отсрочки от призыва по мобилизации не установлено.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, указав, что Зубарев Е.А. проходил стационарное лечение в 2016, 2018 годах, при выписке был поставлен диагноз: "данные изъяты" Последний визит к врачу имел место в 2019 году, когда был произведен осмотр, поставлен диагноз: "данные изъяты" рекомендовано амбулаторное лечение, выдано направление на консультацию в ККМХ им. Сеченова И.М. Сведений о дальнейшем лечении в материалах дела не имеется, при этом имеющиеся у административного истца заболевания не предоставляет ему право на отсрочку от призыва.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, у судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, не имеется. При рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
Ссылки Зубарева Е.А. на наличие заболевания, препятствующего прохождению военной службы, обоснованно отклонены судами, поскольку данные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
При этом то обстоятельство, что Зубарев Е.А. после призыва по мобилизации находился на лечении, не являлось основанием для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, поскольку на момент призыва Зубарева Е.А. на военную службу по мобилизации медицинских документов, свидетельствующих о необходимости направления на медицинское освидетельствование в медицинском учреждении с целью изменения ему категории годности, не имелось.
Сам по себе факт обращения Зубарева Е.А. за медицинской помощью в период его нахождения в войсковой части и проведение ему ДД.ММ.ГГГГ оперативного лечения не является основанием для признания незаконным решения о призыве на военную службу по мобилизации.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 08 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Зубарева Евгения Алексеевича - Грецкой Анны Сергеевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.