Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М, Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по доверенности ФИО1 (поступившую
в суд первой инстанции 30 октября 2023 года, в суд кассационной инстанции с делом - 3 ноября 2023 года) на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 21 августа 2023 года, вынесенные по административному делу
N 2а-330/2023 по административному исковому заявлению ФИО5
к ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, ФСИН России о признании незаконным бездействия и присуждении компенсации, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 обратился в суд с административным иском
к ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении его лекарственными препаратами в период с 7 ноября 2022 года по 26 января 2023 года, и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что отбывает
наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, является инвалидом 2 группы, имеет ряд тяжелых заболеваний, требующих постоянного наблюдения и лечения. Врачами-специалистами ему были назначены медицинские препараты для получения базовой терапии по заболеванию "хроническая обструктивная болезнь легких (тяжелое течение) и бронхиальная астма", которые он не получал. Необеспечение жизненно важными лекарственными препаратами нарушает его право на охрану здоровья и является основанием для присуждения ему соответствующей компенсации.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области
от 30 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 21 августа 2023 года административное исковое заявление ФИО5 удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие должностных лиц ФКУЗ
МСЧ-68 ФСИН России, выразившееся в необеспечении ФИО5 лекарственными препаратами за период с 7 ноября 2022 года по 26 января 2023 года.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО5 взыскана компенсация
за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере
6 000 рублей.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем административного ответчика ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотиву несоответствия изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований
для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Из материалов дела следует и судами установлено, что административный истец ФИО9 отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.
Согласно выписному эпикризу N338/124 филиала "больница N1" ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России от 4 апреля 2022 года ФИО9 была назначена базисная терапия комбинированными препаратами (серетид мульдиск или серетид ДАИ или симбикорд, атровент или беродуал+пульмикорт в период обострения, ингалятор беродуал или вентолин или беротек по потребности).
В период нахождения в исправительном учреждении с 7 ноября 2022 года по 5 декабря 2022 года административный истец базисную терапию комбинированными препаратами не получал. В период нахождения на стационарном лечении с 5 декабря 2022 года по 29 декабря 2022 года в терапевтическом отделении филиала "больница) ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, ФИО9 базисную терапию комбинированными препаратами не получал.
14 декабря 2022 года административный истец был консультирован врачом пульмонологом ТОКБ им. Бабенко, ему было рекомендовано лечение медицинскими препаратами Спирива респимат, Формотерол/будесонид, Ипратропия бромид/фенотерол по потребности.
30 декабря 2022 года административный истец был этапирован в исправительное учреждение, согласно выписного эпикриза N556 филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России от 29 декабря 2022 года ФИО9 была назначена базисная терапия в виде приема лекарственных препаратов по его основному заболеванию ХОБЛ, которые он не получал.
Согласно листу назначений (декабрь 2022 - январь 2023 года) административный истец получал только препарат Формотерол/будесонид, который он приобрел за личные средств, препарата Спирива респимат в наличии не имелось, препарат Ипратропия бромид/фенотерол на руки не выдавался.
Необходимость принятия вышеперечисленных медицинских препаратов административным истцом при наличии у него заболевания ХОБЛ подтвердила суду врач-пульмонолог ГБУЗ "Тамбовская областная клиническая больница имени ФИО6", заведующая Ковид-центром ФИО7
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, выводы которого апелляционная инстанция признала правильными, проанализировав положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", приняв во внимание установленные по делу обстоятельства, исходил из доказанности факта нарушений условий содержания осужденного в части ненадлежащего оказания медицинской помощи по не предоставлению осужденному ФИО9 необходимых медицинских препаратов.
Определяя размер компенсации, суд принял во внимание характер и продолжительность нарушения прав административного истца, обстоятельства, при которых нарушение допущено, наличие у административного истца хронических заболеваний, их характер, требования разумности и справедливости, в связи с чем, определилк взысканию в пользу административного истца компенсацию в размере 6 000 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на исследованных судами доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым судебные инстанции пришли к указанным выводам, изложены в постановленных судебных актах и являются обоснованными.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, охраняется здоровье людей; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 7, статья 41 часть 1).
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) регулируя отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определяет, в том числе, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав.
Охрана здоровья граждан определена как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 7 статьи 26 указанного Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Пунктом 4 статьи 13 этого же закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на личную безопасность и охрану здоровья. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункты 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47).
В силу статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи. Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), а также своевременность диагностики, последовательность, регулярность и непрерывность лечения профессиональную компетентность медицинских работников.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходя из установленных фактических обстоятельств, суды пришли к обоснованным выводам, что обязанность по обеспечению необходимыми медицинскими препаратами осужденного, возложенная на государство в лице соответствующих органов исполнительной системы, в необходимом объеме в отношении административного истца выполнена не была, что свидетельствует о нарушении условий содержания осужденного.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, однако суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, таким правом не наделен.
Приводимые в кассационной жалобе доводы административного ответчика о необходимости закупки медицинских препаратов, и отсутствии жалоб ФИО5 на медицинское обслуживание, выводы судов не опровергают.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области
от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Тамбовского областного суда от 21 августа
2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.