Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Корпачевой Е.С, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО5, на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 16 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2023 года по административному делу N 2а-65/2023 по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6, к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, ГБУ "МКМЦН" о признании действий незаконными, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения ФИО1, представителя административных истцов Каспарова В.Г, представителя Госинспекции по недвижимости Саленко Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
из акта обследования Госинспекции по недвижимости N от 22 июня 2022 года следует, что в ходе обследования земельного участка по адресным ориентирам: "адрес", вблизи земельного участка с кадастровым номером N установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N расположено двухэтажное здание площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, право собственности зарегистрировано; двухэтажное административное здание с пристройкой площадью "данные изъяты" кв.м (право собственности зарегистрировано на ранее возведенный объект); а также выявлен объект - строение (обладает признаками гаража) общей площадью "данные изъяты" кв.м. расположенный частично на земельном участке в отношении которого земельно- правовые отношения не оформлены, информация о зарегистрированных правах на объект отсутствует. Актом подтвержден факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка (площадь строительства "данные изъяты" кв.м.).
Актом N от 2 августа 2022 года зафиксировано выполнение работ по благоустройству территории, демонтаж расположенного на земельном участке по адресным ориентирам: "адрес", вблизи земельного участка с кадастровым номером N объекта площадью "данные изъяты", кв.м.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО5, обратились в суд с административном иском о признании незаконными действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, ГБУ "МКМЦН" выразившихся в сносе части жилого дома.
Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N и расположенный на нем жилой дом. В июне 2022 года сотрудниками ГБУ "МКМЦН" по периметру земельного участка истцов были расклеены уведомления с предложением о добровольном демонтаже здания, в срок до 10 июля 2022 года. 5 июля 2022 года в адрес ГБУ "МКМЦН" направлено письмо с приложением правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности владельцев земельного участка на возведенный объект. 14 июля 2022 года сотрудники ГБУ "МКМЦН" уведомили о демонтаже объекта. 18 июля 2022 года был осуществлен демонтаж части (в размере "данные изъяты" кв.м) жилого дома общей площадью "данные изъяты" кв.м. Считая свои права нарушенными, административные истцы обратились за судебной защитой.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 16 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 декабря 2023 года, административные истцы ставят вопрос об отмене решения и апелляционного определения с вынесением нового решения, указывая на неверное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Нарушения такого характера не допущены судами первой и апелляционной инстанций.
По делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес" принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО5, имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", проведено обследование земельного участка по адресным ориентирам: "адрес", вблизи земельного участка с кадастровым номером N, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N размещены: двухэтажное здание площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, двухэтажное административное здание с пристройкой площадью "данные изъяты" кв.м, выявлен объект - строение (обладает признаками гаража) общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный частично на земельном участке в отношении которого земельно-правовые отношения не оформлены. Составлен Акт о подтверждении незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что действия административного ответчика по демонтажу объекта площадью "данные изъяты", кв.м. расположенного вблизи земельного участка с кадастровым номером N, соответствуют требованиям действующего законодательства, прав административных истцов не нарушают.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N184-ПП (далее - Положение N 184-ПП), инспекция является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Порядок занятия и (или) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Согласно части 6 статьи 4 Закона N 48 основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Правительством Москвы принято Постановление от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, которым утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка (далее - Положение N 819-ПП).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 819-ПП признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков является: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя, в том числе, размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Согласно пункту 3.3 Положения N 819-ПП в случае выявления инспекцией в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 Положения N 819-ПП. Инспекция в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 Положения N 819-ПП.
В силу пункта 4 Положения N 819-ПП в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков инспекция обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Пунктом 4.1.1 Положения N 819-ПП предусмотрено, что инспекция в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Исследовав представленные по делу доказательства, руководствуясь указанными выше нормами, суды пришли к правильному выводу о том, действия по демонтажу возведенного объекта (гараж) площадью 192 кв.м произведены во исполнение Постановления N 819-ПП в связи с наличием предусмотренных пунктом 2.1 Положения N 819-ПП признаков незаконного (нецелевого) использования административными истцами земельного участка, расположенного по адресным ориентирам: "адрес", вблизи земельного участка с кадастровым номером N, демонтаж производился на основании Акта инспекции и с соблюдением установленного порядка пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
На момент проведения Госинспекцией обследования информация о площади жилого дома, содержалась в ЕГРН и составляла "данные изъяты" кв.м, государственная регистрация прав административных истцов на снесенное строение отсутствует, земельный участок, на котором находился снесенный объект не отводился для целей строительства. Действия Госинспекции по проведению обследования и составлению акта о нецелевом использовании земельного участка вблизи земельного участка с кадастровым номером N, вопреки доводам административных истцов, совершены в пределах предоставленных полномочий. Демонтаж строения осуществлен в целях пресечения незаконного использования земельного участка.
Ссылки административных истцов на статью 222 ГК РФ с указанием на возможность сноса объекта исключительно в судебном порядке, противоречат установленным обстоятельствам дела, равно как и доводы о том о том, что объект является неотъемлемой частью жилого здания.
Какого-либо несоответствия оспариваемых действий установленной процедуре их совершения, суды не установили. Вопреки позиции административных истцов в рассматриваемом случае именно в полномочия инспекции входила организация демонтажа объекта.
Оценивая доводы административных истцов о том, что произведен снос части жилого дома, на который имеются правоустанавливающие документы, суды обосновано исходили из того, что в материалы дела представлен технический паспорт на жилой дом по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, согласно экспликации к которому, пристройка (гараж) не включена в общую площадь жилого дома.
Представленное административными истцами заключение специалиста, в котором указано, что здание, расположенное по адресу: "адрес", является жилым, снесенная часть дома является неотъемлемой частью строения, находящегося на едином фундаменте, оценено судебными инстанциями.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по результатам оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не могут.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 16 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административных истцов ФИО1 ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО5 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в мотивированной форме изготовлено 2 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.