Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к "адрес" по социальному развитию о признании права на получение государственного жилищного сертификата
по кассационной жалобе "адрес" по социальному развитию на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав объяснения истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к "адрес" по социальному развитию о признании права на получение государственного жилищного сертификата, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он, как житель "адрес", вынужденно покинувший место постоянного жительства и прибывший в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, обратился в "адрес" по социальному развитию с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении сертификата отказано с указанием на выявленные противоречия в предоставленных документах, а именно - наличие регистрации в паспорте гражданина Украины по адресу: "адрес" дивизии, "адрес" в паспорте гражданина Российской Федерации по адресу: "адрес".
Полагал указанный отказ необоснованным и нарушающим его жилищные права, поскольку наличие регистрации на территории "адрес" не может служить безусловным основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата, так как указанный в паспорте гражданина Российской Федерации адрес регистрации не является местом постоянного жительства. Указанное жилое помещение на праве собственности принадлежит иному лицу, не являющемуся членом его семьи. Жилого помещения в собственности на территории Российской Федерации не имеет. При этом жилое помещение в "адрес" являлось местом его постоянного жительства вплоть до начала боевых действий.
Просил суд признать право на получение государственного жилищного сертификата, как жителя "адрес", вынужденно покинувшего место постоянного жительства и прибывшего в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, взыскать с "адрес" по социальному развитию судебные расходы на оказание юридической помощи в размере 5000 руб, расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В кассационной жалобе "адрес" по социальному развитию просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. Указывает, что юридически значимым по делу является проживание гражданина до ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" или части "адрес". В паспорте Украины указано, что истец проживает в "адрес", однако, в паспорте гражданина Российской Федерации указано о прописке истца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в пгт. "адрес". Также обращает внимание на изменения, внесенные ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев: а) граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в "адрес" или части "адрес" (в населенных пунктах "адрес" по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства: б) граждане до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата; в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории "адрес" или части "адрес", указанной в подпункте "а" пункта 2 Правил, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории.
В судебном заседании в суде кассационной инстанции истец ФИО1 в удовлетворении кассационной жалобы просил отказать, указав, что отказ в выдаче государственного жилищного сертификата является незаконным, решение суда о выдаче государственного жилищного сертификата исполнено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации мероприятий по переселению жителей "адрес" и части "адрес", покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории" (здесь и далее в редакции на момент подачи истцом заявления на предоставление государственного жилищного сертификата) для граждан из числа жителей "адрес" и части "адрес", покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, установлена мера социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям "адрес" и части "адрес", покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев: а) граждане покинули место постоянного проживания в "адрес" или части "адрес" (в населенных пунктах "адрес" по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р) и прибыли на иные территории на постоянное место жительства; б) граждане подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата.
В соответствии с п. 4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории "адрес" указанные мероприятия реализуются на основании постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям "адрес" и части "адрес", вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства".
В соответствии с п. 3 Положения о порядке и условиях предоставления жителям "адрес" и части "адрес", вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение), исполнительным органом "адрес", уполномоченным на предоставление социальных выплат, является "адрес" по социальному развитию.
В соответствии с п. 8, п. 9 Положения для получения сертификата гражданин или его представитель представляет в "адрес" по социальному развитию заявление о предоставлении государственного жилищного сертификата. Одновременно с заявлением предоставляются:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность). При наличии в указанных документах отметки о регистрации гражданина, членов его семьи по месту жительства в "адрес" или части "адрес" иных документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина, членов его семьи в "адрес" или части "адрес", не требуется;
2) документы, выданные органами публичной власти "адрес", органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние (представляются с целью подтверждения родственных связей и определения состава семьи (при наличии у гражданина членов семьи);
3) иные документы, удостоверяющие факт постоянного проживания в "адрес" или части "адрес" гражданина, членов его семьи, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в "адрес" или части "адрес", с приложением письменного объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина, членов его семьи в "адрес" или части "адрес" (представляется при отсутствии в документах, удостоверяющих личность гражданина, членов его семьи, отметки о регистрации по месту их жительства в "адрес" или части "адрес");
4) документ, удостоверяющий личность представителя гражданина, и документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина (при подаче заявления о предоставлении сертификата представителем гражданина).
Документы, составленные на украинском языке, представляются с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме.
Основаниями для отказа в предоставлении сертификата являются: 1) непредставление документов, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 9 Положения; 2) выявление противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в заявлении о предоставлении государственного жилищного сертификата и в представленных документах; 3) неподтверждение уполномоченным органом "адрес" факта проживания гражданина, членов его семьи на территории "адрес" или части "адрес" в случае, предусмотренном пунктом 11 Положения (п.14).
Судом установлено, что решением комиссии "адрес" по социальному развитию по вопросам реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых жилищных сертификатов жителям Херсона и части "адрес", вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с выявлением противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в заявлении о предоставлении государственного жилищного сертификата и в представленных документах.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет гражданство Украины (паспорт МО 654542, выдан ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрирован по адресу: "адрес" дивизии, "адрес" является собственником 1/5 доли в праве на указанное жилое помещение, что подтверждается копией свидетельства на право собственности, имеющейся в материалах дела. Паспорт гражданина Украины был представлен ФИО1 при подаче заявления о предоставлении государственного жилищного сертификата.
Кроме того, судом установлено, что жилое помещение по адресу: "адрес", в котором зарегистрирован ФИО1, не является собственностью истца. Какие-либо сведения об имуществе истца на территории Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, пришёл к выводу о том, что регистрация ФИО1 по адресу: "адрес", не препятствует в получении истцом меры поддержки государства, поскольку факт проживания в "адрес" истца установлен, как и выезд в экстренном порядке на иную территорию. Помещение, в котором прописан истец на территории Российской Федерации, не является его постоянным местом жительства.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В соответствии с п. "б" п. 4 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям "адрес" и части "адрес", покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, факт постоянного проживания в "адрес" и части "адрес" может быть подтвержден гражданами путем предоставления, в том числе, документа, удостоверяющего факт регистрации по месту жительства в "адрес" или части "адрес" гражданина и членов его семьи в любой период до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе выданный компетентным Органом Украины не позднее ДД.ММ.ГГГГ либо компетентным органом "адрес".
Как установлено судом, на момент обращения истца в "адрес" по социальному развитию факт проживания в "адрес" подтверждён соответствующими документами.
При таких данных судебная коллегия указала, что наличие у ФИО1 гражданства Российской Федерации и регистрации на территории "адрес" не может препятствовать реализации права лица на получение меры социальной поддержки, поскольку исходя из смысла вышеприведенных правовых норм возникновение данного права связано с установлением факта проживания в "адрес" или части "адрес" и последующем прибытии в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства и не ставится в зависимость от иных обстоятельств.
При этом судом установлено, что жилое помещение по адресу: "адрес", в котором зарегистрирован ФИО1, не является собственностью истца. Какие-либо сведения об имуществе истца на территории Российской Федерации в материалы дела не представлены. Из пояснений истца в суде первой и апелляционной инстанций следует, что указанный в паспорте гражданина Российской Федерации адрес регистрации не является местом его постоянного жительства, знакомый его временно прописал у себя.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и установленным по делу обстоятельствам, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка в жалобе на изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, не может быть принята во внимание, поскольку подлежат применению положения постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в редакции на момент подачи истцом заявления о предоставлении жилищного сертификата.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу "адрес" по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.