Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО1, судей: ФИО2, ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации города Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19.10.2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25.01.2023 г.
по иску муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Костромской области, Департаменту финансов Костромской области о признании незаконным бездействия о обязании совершить определенные действия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1596/2022)
УСТАНОВИЛА:
Администрация г. Костромы обратилась в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Департаменту финансов Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований указала, что Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на Департамент по труду и социальной защите населения возложена обязанность при расчете размера субвенции, предоставляемой из областного бюджета бюджету городского округа город Кострома Костромской области на осуществление переданных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, осуществлять расчет показателя численности детей-сирот, для которых планируется приобретение жилых помещений, в частности в городском округе г..Кострома в планируемом году. Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций, является департамент, строительства, жилищного хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области. Обязанностью органов исполнительной власти Костромской области является формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеющее своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения указанной категории лиц. Финансирование расходов на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, а также расчет конкретного размера субвенций из бюджета Костромской области на эти цели возложены на Департамент финансов Костромской области. До настоящего времени надлежащее и своевременное финансирование указанных государственных полномочий переданных муниципальному образованию, ответчиками не осуществляется.
Объемы предусмотренных Законами Костромской области об областном бюджете на соответствующий год бюджетных ассигнований в виде субвенций, предусмотренных бюджету городского округа город Кострома на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, определяются без учета реальной потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), определяемой численностью лиц, имеющих право на льготу, что является нарушением законодательства и свидетельствует о ненадлежащем исполнении субъектом Российской Федерации своих обязательств по финансовому обеспечению переданных органам местного самоуправления полномочий по предоставлению жилья рассматриваемой категории лиц. Бездействие департамента по труду и социальной защиты населения Костромской области выразилось в том, что для расчета субвенций в адрес департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области не был направлен утвержденный список о количестве детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г..Костромы. Бездействие Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области выражается в том, что расчет субвенций осуществляется без учета показателя численности детей-сирот, для которых планируется приобретение (строительство) жилых помещений в городском округе г..Костромы в планируемом году, а также без учета детей-сирот, которые являются взыскателями по исполнительным производствам, возбужденным в отношении Администрации г..Костромы.
Выделяемое департаментом финансов Костромской области, который обладает полномочиями по внесению предложений о внесении изменений в Закон Костромской области об областном бюджете в части увеличения размера предоставляемых субвенций муниципальному образованию на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, осуществляет финансирование, не соответствующее реальной потребности, в связи, с чем у Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области отсутствует возможность предоставить муниципальному образованию городского округа город Кострома соответствующие субвенции, а у Администрации города Костромы отсутствует возможность исполнить государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в полном объеме.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19.12.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 01.03.2023, в удовлетворении исковых требований Администрации города Костромы отказано.
Администрация города Костромы на вышеуказанные судебные постановления подана кассационная жалоба, в которой он просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
Ознакомившись с материалами дела и принятыми по делу судебными актами, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (пункты 2 и 2.1 части 2 статьи 1 данного кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Таким образом, основными критериями определения рассмотрения спора в гражданском либо административном порядке являются субъектный состав и характер спора, применяемые в совокупности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, исходя из характера заявленного Администрацией города Костромы спора о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия к Департаменту
по труду и социальной защите населения Костромской области, Департаменту строительства, к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Департаменту финансов Костромской области о признании незаконным бездействия о обязании совершить определенные действия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1596/2022)
гражданская коллегия полагает необходимым передать настоящее гражданское дело в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Администрации города Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19.10.2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25.01.2023 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 33.1, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Передать настоящее гражданское дело в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Администрации города Костромы на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19.10.2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 25.01.2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.