Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В, судей Матушкиной Н.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Шентерова Сергея Евгеньевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности возвратить конфискованное имущество (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-918/2022)
по кассационной жалобе Шентерова Сергея Евгеньевича на решение Собинского городского суда Владимирской области от 5 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 5 апреля 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Шентерова Сергея Евгеньевича и его представителя, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шентеров С.Е, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее - ГУ ОПФР по Владимирской области), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), в котором с учетом неоднократного уточнения в порядке просил суд возложить обязанность возвратить конфискованное имущество, а в случае отсутствия конфискованного имущества - взыскать денежную компенсацию в размере 1274990 руб.
В обосновании требований указано, что 27.02.2019 истец из ответа Владимирской областной прокуратуры узнал о том, что его дед - Шентеров И.К. в порядке п. "б" ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" был признан лицом, подвернутым по политическим мотивам уголовным репрессиям и реабилитирован. 16.02.1930 решением тройки при ОГПУ Ш. И.К. был приговорен к 3 годам заключения в концлагерь. На 16.02.1930 у Шентеров И.К. был сын - Шентеров Е.И, который остался в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам. Согласно справке прокуратуры Владимирской области от 03.08.2020 N 12-106-2019 Ш. Е.И. был признан реабилитированным. Со ссылкой на ст. 1.1, ст. 16.1. Закона РФ от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" истец полагал, что имеет право на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости, поскольку является наследником по закону первой очереди после своего отца - Шентерова Е.И, ребенка реабилитированного. Комиссия по восстановлению прав реабилитированных репрессий при администрации Собинского района отказала истцу в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
Решением Собинского городского суда Владимирской области от 5 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 5 апреля 2023 года, Шентерову С.Е. отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области, Министерству финансов Российской Федерации об обязании возвратить конфискованное имущество, взыскании денежной компенсации.
В кассационной жалобе заявитель жалобы выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суды пришли к выводу, что истец является внуком Шентерова И.К. (своего деда), поэтому не может получить реабилитацию. Между тем, истец обратился в суд как сын Шентерова Е.И. (отца истца). Он является наследником первой очереди своего отца Шентерова Е.И. Кроме того, ссылается на обжалование решения суда по делу N 2а-407/2023.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Шентеров С.Е. является внуком Ш. И.К. и сыном Ш. Е.И. (т. 1 л.д. 12, 14).
Шентеров И.К. на основании постановления тройки при ПП ОГПУ по Ивановской промышленной области от 16.03.1930 осужден за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию по ст. 58 п. 10 УК РСФСР к трем годам с заключением в концлагерь.
ДД.ММ.ГГГГ года Шентеров И.К. умер.
Установлено, что Шентеров И.К. по заключению прокуратуры Владимирской области от 07.04.1991 признан пострадавшим от политических репрессий в соответствии со ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов" (т. 1 л.д. 10).
Также из справки прокуратуры Владимирской области от 29.07.2020 следует, что Шентеров И.К. на момент ареста был женат и имел на иждивении 8 малолетних и несовершеннолетних детей, в том числе Шентеров Е.И, 1924 года рождения. Согласно справки Шентеров Е.И, как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного из родителей, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признан подвергшимся политическим репрессиям и реабилитирован (т.1 л.д. 10-11).
Отец истца Шентерова С.Е. - Шентеров Е.И, являющийся сыном реабилитированного Шентеров И.К, умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть после открытия наследства (т. 1 л.д. 13).
Согласно ч. 11 ст. 16.1 Закона РФ N 1761-1 заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
Дед истца - Шентеров И.К. реабилитирован до принятия Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
23.08.2019 истец Шентеров С.Е. на основании ст. 16.1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района с заявлением о возвращении конфискованного имущества или возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации.
03.09.2019 администрация Собинского района Владимирской области направила Шентерову С.Е. письмо N 01-17-1795 об отказе в удовлетворении указанного заявления на основании ст. 15 Закона РФ N 1761-1.
Решением Собинского городского суда Владимирской области от 22.01.2020 отказ администрации Собинского района Владимирской области в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества либо возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации признан незаконным; на администрацию Собинского района Владимирской области возложена обязанность в соответствии с нормами действующего законодательства повторно рассмотреть вышеуказанное заявление Шентерова С.Е. от 23.08.2019 (т. 1 л.д. 205-210).
Заключением комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от 06.11.2020 Шентерову С.Е. отказано в удовлетворении заявления о возврате конфискованного имущества либо возмещении его стоимости, либо выплате денежной компенсации, поскольку он, как внук реабилитированного Шентеров И.К, не включен в определенный Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-1 круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного утратой имущества жертв политических репрессий (т. 1 л.д. 130-131, 133).
Вступившим в законную силу решением Собинского городского суда Владимирской области от 08.07.2020 Шентерову С.Е. в удовлетворении административных исковых требований к комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области, администрации Собинского района Владимирской области о признании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района Владимирской области от 18.02.2020 незаконным, его отмене и обязании устранить допущенные нарушения отказано. Судом при принятии решения с учетом буквального толкования ч.ч. 1 и 4 ст. 532 ГК РСФСР, ст.ст. 1142, 1146 ГК РФ, ст. 16.1 Закона РФ от 18.10.1991 N1761-1 и правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 30.08.1998 N ГКПИ98-358, установлено, что Шентеров С.Е, являющийся внуком реабилитированного Шентеров И.К, не имеет права на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости, или получение денежной компенсации. Также указано, что отец Шентерова С.Е. - Шентеров Е.И. (сын реабилитированного Шентеров И.К.) умер 24 ноября 1998 - после открытия наследства (т. 1 л.д. 211-216).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ), и, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что круг лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти, ограничен законодателем, исходя из реальной возможности государства за счет средств бюджета выплатить компенсацию непосредственно пострадавшим от политических репрессий лицам и их ближайшим родственникам, которые, как правило, являлись членами семьи или иждивенцами реабилитированного. Вместе с тем, внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками по закону реабилитированного лица первой очереди, в связи с чем отказал истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В силу ст. 1.1. Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон РФ N 1761-1) подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются, в том числе дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Целью Закона РФ N 1761-1 является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Согласно п. "б" ст. 3 Закона РФ N1761-1 подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции.
Статьей 12 Закона РФ N 1761-1 предусмотрено, что реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 данной статьи реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.
При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями.
В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ N1761-1 реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.
Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".
Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ N 1761-1).
Согласно п. 1.1 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утвержденного постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30.03.1992 N 2610-1, комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий образуются на основании пункта 5 постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16.12.1991 "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий" с функциями контроля за исполнением Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", а также оказания содействия в восстановлении прав реабилитированных жертв политических репрессий, координации деятельности государственных органов управления, общественных организаций и объединений граждан, пострадавших от репрессий, по защите интересов и увековечению памяти жертв политических репрессий. Комиссии состоят при исполнительных органах власти (п. 2.1).
Порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, возмещения его стоимости либо выплаты денежных компенсаций регламентирован Положением N 926 "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденным Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 (далее - Положение N 926).
В силу п. 2 Положения N 926 в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти.
Согласно п. 4 Положения N 926 к заявлению о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).
Пунктом 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В силу пункта 2 данной статьи внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления, которое регулируется ст. 1146 ГК РФ.
В силу ч. 14 ст. 16.1 Закона РФ N 1761-1 средства на осуществление полномочий по выплате денежных компенсаций, предусмотренных настоящей статьей, предоставляются из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 30.08.1998 NГКПИ98-358 по заявлению об оспаривании абзаца третьего пункта 2 Положения, согласно которому Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" регулируются не наследственные правоотношения, а отношения, вытекающие из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лиц, пострадавших от политических репрессий, и определен круг лиц, имеющих право на возмещение этого вреда. На момент смерти реабилитированного лица наследство в виде конфискованного при применении репрессии имущества открыться не могло, поскольку наследодатель реально не обладал этим конфискованным имуществом ко дню смерти. Право на возврат конфискованного имущества у реабилитированных лиц возникло лишь с принятием Закона о реабилитации. Круг лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение компенсации вместо реабилитированного после его смерти, ограничен законодателем, исходя из реальной возможности государства за счет средств бюджета выплатить компенсацию непосредственно пострадавшим от политических репрессий лицам и их ближайшим родственникам, которые, как правило, являлись членами семьи или иждивенцами реабилитированного. Внуки реабилитированных в число лиц, имеющих право на возврат конфискованного имущества или получение денежной компенсации, законодателем не включены, поскольку не являются наследниками по закону реабилитированного лица первой очереди. Наследники первой очереди перечислены в ч. 1 ст. 532 ГК РСФСР. Ими являются дети (в том числе усыновленные), супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Собственного права наследовать имущество наследодателя в первую очередь внуки не имеют и формально в числе наследников первой очереди не названы.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации установлено, что Положение в оспариваемой части не противоречит ст. 16.1 Закона о реабилитации, поскольку по ее смыслу внуки реабилитированных граждан в круг лиц, имеющих право на возврат имущества, возмещение его стоимости или выплату денежных компенсаций, не включены, п. 2 Положения полностью соответствует ч.1 ст.532 ГК РСФСР и ст. 16.1 Закона и о реабилитации.
На основании изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Шентеров С.Е, как внук реабилитированного Ш. И.К, не включен в определенный Законом РФ N 1761-1 круг лиц, имеющих право на возврат имущества, возмещение его стоимости или выплату денежной компенсации.
Довод жалобы о том, что истец является сыном реабилитированного Шентерова Е.И. (сына репрессированного Шентерова И.К.), в связи с чем, как наследник первой очереди после смерти своего отца имеет право на возврат конфискованного имущества либо возмещение его стоимости или выплату денежной компенсации, является не обоснованным.
По смыслу Закона РФ N 1761-1 отец истца - Шентеров Е.И, как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного из родителей, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, является лицом, подвергшимся политическим репрессиям.
С учетом норм ч. 1 ст. 532 ГК РСФСР, ч. 8 ст. 16.1 Закона РФ N 1761-1 Ш. Е.И, как наследник первой очереди после смерти репрессированного и затем реабилитированного Шентерова И.К, имел право на возврат конфискованного у Шентерова И.К. имущества либо возмещение его стоимости или выплату денежной компенсации, однако при жизни данное право не реализовал, на момент своей смерти не обладал конфискованным имуществом.
При этом судами обоснованно учтено, что в силу Закона РФ N1761-1 и Положения N 926 решения о выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления на основании заключений комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, а судом разрешается только споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций.
Как следует из протокола заседания комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 06.11.2020, Шентеровым С.Е. в комиссию представлялась выданная прокуратурой Владимирской области 29.07.2020 справка о реабилитации его отца Шентерова Е.И, и комиссией рассматривался довод Шентерова С.Е. о его праве на получение компенсации после смерти его отца - Шентерова Е.И. как наследника первой очереди. Комиссией отмечено, что Шентеров Е.И. сам не являлся реабилитированным лицом, а отнесен к лицам, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации (т.1 л.д.130-131). При этом решение комиссии от 06.11.2020 истцом не обжаловалось и не отменено.
Довод жалобы о том, что решением Собинского городского суда Владимирской области от 02.03.2023 признано незаконным заключение комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Собинского района от 24.10.2022, принятое по результатам повторного рассмотрения заявления Шентерова С.Е. о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации от 12.10.2022, не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку указанное решение суда не вступило в законную силу и не могло быть допустимым доказательством по делу. Более того, решение комиссии отменено в связи с нарушением процедуры рассмотрения заявления, при этом решением Собинского городского суда Владимирской области от 02.03.2023 не дана оценка заключению комиссии по существу разрешенных комиссией вопросов.
Принятых Комиссией решений о возврате конфискованного имущества или возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации Шентереву С.Е. в материалы дела не представлено.
В связи с этим оснований для выплаты денежной компенсации Шентерову С.Е. у ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области не имелось, данным ответчиком права истца не нарушены.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Собинского городского суда Владимирской области от 5 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шентерова С.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.