Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лысовой Е.В, судей Шамрай М.С. и Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окуневой Светланы Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области об оспаривании решения, взыскании судебных издержек
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 7 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Окунева С.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области), в котором просила признать незаконным и отменить решение ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 09.12.2022, возложить на ОСФР по г. Москве и Московской области назначить социальную пенсию по старости с даты возникновения права на нее, а именно с 01.09.2022, взыскать с ОСФР по г. Москве и Московской области судебные издержки в размере 60300 руб.
В обоснование заявленных требований Окунева С.М. указала, что решением ответчика от 09.12.2022 ей отказано в назначении социальной пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Полагает решение пенсионного органа незаконным, поскольку является гражданкой Российской Федерации, с 2018 года проживает в России, не поступление ответов на запрос ответчика по факту прекращения выплаты пенсии в Азербайджанской Республике не может лишить ее права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Симоновского районного суда города Москвы от 7 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 ноября 2023 года, иск удовлетворен частично.
Признано незаконным решение ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 09.12.2022.
На ОСФР по г. Москве и Московской области возложена обязанность назначить Окуневой С.М. страховую пенсию по старости с 01.09.2022.
С ОСФР по г. Москве и Московской области в пользу Окуневой С.М. взысканы расходы по оплате юридических услуг в размере 20000 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области просит отменить принятые по делу судебные постановления, исковые требования Окуневой С.М. оставить без удовлетворения. Ответчик указывает, что судами не учтено, что Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в городе Баку 26.04.2022, ратифицирован Федеральным законом от 18.03.2023 N 59-ФЗ, что, по мнению кассатора, означает отсутствие у Окуневой С.М. права на назначение пенсии с 01.09.2022. Также ссылается на то, что Управлением направлялся запрос в Азербайджанскую Республику по факту прекращения выплаты Окуневой С.М. пенсии, однако по истечении трехмесячного срока ответы на запросы не поступили.
Окунева С.М. в лице представителя по доверенности Демко А.А. представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные постановления - без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Окунева С.М. не явилась, направила для участия в деле своего представителя по доверенности Демко А.А, которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ОСФР по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация заблаговременно была размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступивших на неё возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.09.2022 Окунева С.М, ДД.ММ.ГГГГ, то есть достигнув возраста ДД.ММ.ГГГГ лет, обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (в настоящее время - ОСФР по г. Москве и Московской области) с заявлением о назначении ей социальной пенсии по старости.
Решением ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 09.12.2022 Окуневой С.М. отказано в назначении социальной пенсии по старости с указанием на то, что факт получения гражданкой Российской Федерации пенсии по законодательству Азербайджанской Республики свидетельствует о постоянном проживании в Азербайджанской Республике; Управлением были направлены запросы по факту прекращения выплаты пенсии Окуневой С.М. в Азербайджанскую Республику; по истечении трехмесячного срока ответы на запросы Управления не поступили; таким образом, право на установление социально пенсии по старости у заявителя отсутствует.
Также судами установлено, что Окунева С.М. является гражданкой Российской Федерации, 01.06.2022 ГУ МВД России по Московской области ей выдан паспорт N
Истец 28.06.2022 зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", что подтверждается отметкой в графе "место жительства" паспорта гражданина Российской Федерации.
Как указала истец, последняя пенсия получена ею в Азербайджане в августе 2021 года, после чего выплата пенсии ей прекращена по основанию переезда в Россию.
Полагая отказ ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в назначении пенсии незаконным, Окунева С.М. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Окуневой С.М. требования о назначении социальной пенсии по старости, суд первой инстанции руководствовался ст. 3, п. 8 ч. 1 ст. 4, ч. 6 ст. 5, п. 5 ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и исходил из того, что истец является гражданкой Российской Федерации, с 28.06.2022 имеет регистрацию по месту жительства в Московской области, достигла возраста 75 лет на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, в котором указала, что последняя пенсия получена ею в Азербайджане в августе 2021 года, в связи с чем, у Окуневой С.М. по состоянию на 12.09.2022 возникло право на назначение социальной пенсии по старости, которая в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" подлежит назначению с 01.09.2022, то есть с первого числа месяца, в котором было подано соответствующее заявление.
Кроме того, руководствуясь ст. ст. 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции определилк взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг, размер которых с учетом обстоятельств дела, требований разумности, определилв сумме 20000 руб, а также возмещение расходов истца по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что доводы апелляционной жалобы ответчика о не подтверждении факта прекращения получения истцом пенсии в Азербайджане, а также о том, что денонсировано 01.01.2023 Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ основаны на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов правильными.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, за исключением случаев назначения социальной пенсии по инвалидности, социальной пенсии по старости в порядке, установленном пунктом 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, социальной пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленном пунктами 4 и 5 статьи 22 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Как следует из пункта 4 разъяснений, изложенных в Письме Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", при определении сроков назначения пенсии гражданам, прибывшим на жительство в Россию из государств, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего письма, необходимо истребование сведений о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
По Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" после назначения пенсии в России о данном факте ставятся в известность органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение лица по прежнему месту жительства (п. 2 Указаний).
Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась (пункт 3 Указаний).
Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со статьей 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
В аналогичной ситуации в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, назначение пенсии производится со сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Кроме того, в заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены.
При поступлении соответствующих сведений производится пересмотр сроков назначения пенсии и доплата либо удержание излишне выплаченных сумм пенсии (пункт 4 Указаний).
Если впоследствии поступают сведения, подтверждающие получение пенсии по прежнему месту жительства, рассматривается вопрос о прекращении выплаты назначенной в России пенсии (в случае, если пенсия по прежнему месту жительства выплачивается) или продолжении выплаты назначенной в России пенсии (если ее выплата по прежнему месту жительства прекращена) (пункт 5 Указаний).
В соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, учитывая установленные судами по делу обстоятельства: наличие у Окуневой С.М. гражданства Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, выданным 01.06.2022, регистрации по месту жительства в Московской области с 28.06.2022; достижение истцом возраста 75 лет на дату обращения с заявлением о назначении пенсии; наличие в пенсионном органе письменного заявления истца о том, что последняя пенсия получена ею в Азербайджане в августе 2021 года; отсутствие сведений об обратном в распоряжении пенсионного органа и материалах гражданского дела, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить Окуневой С.М. социальную пенсию по старости (в резолютивной части решения допущена описка в части указания - страховая пенсия) с 01.09.2022.
Указание заявителя кассационной жалобы на более позднюю по сравнению с датой обращения истца с заявлением об установлении пенсии ратификацию Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Баку 26.04.2022, не имеет правового значения, так как настоящий спор правильно рассмотрен судом с учетом законодательства Российской Федерации.
Таким образом, при разрешении спора судами нижестоящих инстанций дано верное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, судами правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых судебных постановлениях содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Изложенные заявителем кассационной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда города Москвы от 7 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.